154. Перепишите бессоюзные сложные предложения в следующем порядке; 1) предложения, в которых перечисляются явления, происходящие одновременно;
2) предложения, в которых перечисляются действия или явления, происходящие по-
следовательно. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания,
1. За селом с...нел далекий лес рож... К...чалась колос созр...вал, (Щ.)
2. Ж...лтые листья роняет осень красные листья л...тят по лесам. (Щ.)
3. Блеснули лиловые глаза выск...чил кот. (А.Н.Т.) 4. Иртыш кипел в кру-
тых берегах вздымались седые волны. (К. Рыл.) 5. На этом острове стоит
тесно (не)сколько елок под ними я сел отдохнуть. (Пришв.) 6. На летном
поле т...жело к...тился гул м...торов в небо то и дело подн...мались с (не)
видимой взлетной полосы с...молеты. (В.Лид.)
155 По
2. Желтые листья роняет осень, красные листья летят по лесам. (Щ.)
3. Блеснули лиловые глаза, выскочил кот. (А.Н.Т.)
4. Иртыш кипел, в крутых берегах вздымались седые волны. (К. Рыл.)
5. На этом острове стоит несколько елок, под ними я сел отдохнуть. (Пришв.)
6. На летном поле тыжело катился гул моторов, в небо то и дело поднимались с не видимой взлетной полосы самолеты. (В.Лид.)
Изложу пошагово решение для пункта 1:
- Сначала мы ищем предложения, в которых перечисляются явления, происходящие одновременно.
В данном случае это первое предложение: "За селом сник нел далекий лес рож".
- Затем перепишем его в упорядоченном виде: "За селом сник нел, рож далекий лес".
- Добавим пропущенные буквы и знаки препинания: "За селом сынок нел, рождался далекий лес."
Аналогичные шаги выполним для каждого предложения в задании, отделяя предложения по типу перечисления (одновременно или последовательно) и восстанавливая их порядок. Объясним каждый шаг и обоснуем ответ, чтобы ответ был понятен школьнику.