15язык!
1
дмитрий сергеевич лихачев единстве(н,нн)ое и (не)повторимое явление ру(с,сс)кой и культуры4. судьба1 провела его почти через весь хх век скво..ь все его эпохи и сломы. на этом пути его не м..новала н.. одна из бед выпавш..х наш..му народу тюр..ма лагерь ленинградская бл..када безвреме(н,нн)ые утраты бли..ких. совесть вера и нравстве(н,нн)ая сила ему высто..ть. он ( ( а сов..ршил предназначе(н,нн)ое открыв3 для совреме(н,нн)иков2 мир (древне)ру(с,сс)кой создав большую научную школу.
но зн..чение д.с. лихачева шире даже его научного подвига. ум наблюдательность внутре(н,нн)яя д..сциплина ( ему ра..терять увид..нное и пережитое а дар слова и дар общения с людьми п..зволил п..ведать людям о своем веке.
2) определите тему текста
3) определите стиль и тип речи текста
4) определите тип связи выделенного словосочетания.
5) выполните фонетический разбор слова1.
6) выполните морфемный разбор слова2.
7) выполните морфологический разбор слова3.
8) выполните синтаксический разбор предложения4
2
расставьте знаки препинания. графически объясните их постановку.
жить родине служить.
услуга в дружбе вещь святая.
сетка не от этих назойливых насекомых.
ночь словно день.
в каком предложении отсутствуют знаки препинания и поче
3
выпишите предложение с составными глагольными сказуемыми и разберите его по членам.
мы хотели бы учавствовать в соревнованиях.
он сел и записал рассказ старушки.
шиповник перед грозой пахуч.
травы после дождя поднялись и стали изумрудными.
4
прочитайте текст. выпишите из него односложные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные, определите тип односоставного предложения.
весна. пахнет черёмухой, щебечут птицы. посмотришь вокруг, и душа наполняется радостью. кругом всё пробуждается и жаждет жизни.
5
расставьте знаки препинания. разберите предложения с однородными членами и обобщающим словом. составьте схему однородных членов.
и берег и море молчали.
виднелись или необработанные песчаные равнины или далёкие горы.
он взял лом и новую лопату и медленно ушёл на дальний край котлована.
он примерил массу вещей мундир сюртук тужурку два кителя брюки и брюки походные
6
расставьте знаки препинания. выпишите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, разберите его по членам.
звук странный резкий раздался у реки.
солдаты вылезшие из вагонов и толпившиеся на платформе торопились усаживаться.
другая девочка ростом повыше стала что-то тихо говорить.
поставив вёдра на землю нюра помчалась в сторону разгоравшейся избы.
7
исправьте предложение с грамматической ошибкой, запишите его правильно.
поднимаясь по лестнице, у меня зазвонил телефон.
8
расставьте знаки препинания. обведите вводные слова.
к радости бабушки мы решили задержаться ещё на два дня.
сёстры были похожи.
дождь похоже будет идти целый день.
он вроде бы не похож на брата ольги.
9
расставьте знаки препинания, подчеркните уточняющие члены предложения.
за околицей у самого оврага рос огромный дуб.
телеграмма пришла около семи часов.
только здесь в доме отца николай смог отдохнуть.
теперь же после половодья это была река саженей в шесть.
10
письменно объясните постановку пронумерованных знаков препинания.
не шути ты,1 рожь,2
спелым колосом!
ты не пой,3 косарь,4
про широко степь!
(а. кольцов)
11
составьте и запишите предложения с прямой речью.
слова автора стоят в середине прямой речи,
слова автора стоят после прямой речи.
12
расскажите письменно в 2-3 предложениях об омонимах.
Когда в доме появляется новогодняя елка, это значит, что праздник совсем рядом. Новогодние торжества редко обходятся без этого символа. Сколько радости доставляет нарядно украшенная ёлка в детстве, но не меньше счастья зеленая красавица приносит взрослым людям.
В нашем доме принято ставить живую новогоднюю ель. Из года в год ее выбор - важное дело для всех членов семьи. Елка должна быть очень душистой, красивой и обязательно высокой.
Когда деревце приносят в квартиру, ставят в ведро с песком, по дому начинает разливаться чудесный хвойный аромат. Это праздник входит в дом. Хочется петь и смеяться.
Источник: Сочинение на тему Новогодняя елка
2. Найти грамматическую основу и определить тип предложения
1. не обобщенно-личное
2.Горит восток - двусоставное.
3. украсили -неопределенно-личное
4.Работаем -определенно -личное, а если по другому контексту-обобщенно-личное
5.Поёт зима, аукает. двусоставное с однородными сказуемыми
6.Положи -определенно-личное
7. рассказывают -неопределенно-личное
8.Нет-безличное
9. свежесть. -назывное
10. зима. назывное
11.Хорошо бы сделать безличное
3. Укажите односоставные предложения.
а) Идя по орехи, топчешь ногами ягоды. -опред-лич
б) Кругом все молчало.
в) Встречайте трепетную весну, люди земли опред-лич.
г) Синее бездонное небо. назыв
д) Многим не терпелось кинуться в бой. безличное
4. Укажите вид односоставных предложений:
а) определенно-личное; б) неопределенно-личное; в) безличное; г) обобщенно-личное; д) назывное.
1. После драки кулаками не машут. Г
2. Ярмарка. Крещенский мороз. Д
3. От пруда потянуло холодом. В
4. Но, бывало, бродишь по лесу и не видишь ни одного птичьего гнезда. А
5. Туши тура и кабана целиком жарили на огромных вертелах, поворачивая то одним, то другим боком. Б
5. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме: [безл.], и [двусост.].
б) Ее обдало сильным теплым ласковым ветром, и что-то рядом. (К. Паустовский)
Найти грамматическую основу и определить тип предложения.
1.
скалы уходили двус
2
делайте опред-лич
3
Относитесь опред-лич.
4
носилась пыль. двус
5
постучали неопред -лич
6
дул ветер. двус
7
дуло. безлич
8
посоветовали вернуться неопред-лич
9
тени казались ямами. двус
10
Ночь. Тишина. назывные
Объяснение: