166. Прочитайте текст. Определите его стиль и тип. В каком предложении заключена основная мысль текста? Что из данной информации вам знакомо, а что оказалось
новым?
В русском языке есть разные слова, которые обозначают одно и то же
один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и то же действие. Напри-
мер, прилагательные лиловый, фиолетовый обозначают один и тот же при-
знак цвет фиалки или сирени. Глаголы глядеть, смотреть обозначают одно
и то же действие направлять взгляд, чтобы увидеть кого-то или что-то. Слова
аллигатор, крокодил обозначают одно и то же животное. Слова лиловый -
фиолетовый, глядеть - смотреть, аллигатор - крокодил - синонимы.
Синонимы обозначают одно и то же, но по-разному. Например, в приве
дённом выше фрагменте «Лесной сказки» синонимы собрались, сбежались
приплелись обозначают действие «пришли», но имеют оттенки значений
характеризующие возраст и психологию мудрых старых степенных зайцев
(собрались), бойких молодых зайчат (сбежались) и больных, уставших зай
чих (приплелись). Синонимы хихикнули (молодые), засмеялись (старушки).
улыбнулись (степенные зайцы) тоже передают характер героев.
ственные примеры для ее доказательства.
• Спишите предложение, в котором заключена основная мысль. Приведите соб-
Во второй половине IX столетия святые братья Кирилл и Мефодий создали систему славянской письменности. В основе кириллицы, по мнению большинства ученых, лежит греческое унциальное (уставное) письмо, используемое в древнецерковных языках, с добавлением букв разного происхождения для обозначения звуков чисто славянских.
Предполагают, что обе азбуки, глаголица и кириллица, были изобретены Константином. Сегодня большинство ученых Шафарика, выдвинутую в середине XIX века. Шафарик пришел к выводу, что глаголица возникла полувеком позднее в восточной Болгарии, при дворе царя Симеона.
Часть букв кириллицы была заимствована Кириллом из греческого алфавита, часть создана специально для передачи звуков славянского языка, которых не было в греческом языке, а значит, и в алфавите. Это буквы: Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я. В поздней редакции кириллица включала в себя 43 буквы, считая буквой каждый из четырех «юсов» . В графической основе – 25 букв греческого уставного письма и 18 букв, построенных графически самостоятельно.
Современный русский алфавит является продолжателем кириллицы, славянского алфавита, которым пользовались и пользуются для письма болгары, сербы, русские, украинцы, белорусы и другие народы.
При Петре I в России была осуществлена реформа кириллицы, устранившая ряд ненужных для русского языка букв и упростившая начертания остальных. Так возникла русская «гражданка» («гражданская азбука» - в противоположность «церковной») . В «гражданке» были узаконены некоторые буквы, первоначально не входившие в состав кириллицы, - «э» , «я» , позднее «й» и затем «е» .
В 1918 году была проведена еще одна реформа русского языка, после которой алфавит стал таким, каким мы пользуемся и сегодня. Были изъяты буквы I («и») , («ять») , («фита» ) и («ижица» ) и отменено употребление («ер» ) на конце слов.
А вопрос о том, кто что изобрел и какая из азбук была первой - глаголица или кириллица, со временем решат ученые. А мы должны быть вечно благодарны создателям кириллицы, из букв которой сегодня мы складываем слоги, из слов- слова, из слов – предложения. И теперь пишем книги.
Ертегілер – халық даналығының айнасы, өмір тәжірибесін танытар тәрбие құралы
Еңбекші халықтың ғасырлар бойы жасап келген өмір тәжірибесі, оның мәдениеті мен салты, әдеті мен ғұрпы, шаруашылық кәсібінің түрлері, тілінің шебер ерекшелігі қамтылған халық ауыз әдебиетінің ерекше түрі – ертегілердің бала тәрбиесінде алатын орны орасан зор. Мұны көп ғасыр бойына халықтың ұмытпай сақтап келуінің, сүйе айтып, сүйсіне тыңдауының өзі-ақ дәлелдей түседі.
Ертегілер – халық өмірін бейнелейтін фантастикалық негізге құрылған оқиғалы көркем шығарма. Онда табиғаттың а жұмбақ болып келген сан алуан құбылыстары айтылады, үстем тап өкілдерінің зұлымдық, қастандық әрекеттері әшкере етіледі, тыңдаушысын өмір күресіне бастайды, адам арманының жарқын болашағына жөн сілтейді. Ертегіден халықтың әр кездегі тұрмыс-тіршілігі, қоғамдық өмірі, ой-арманы, дүние танудағы түсінігі мен көзқарасы көрініп отырады.
Халқымыз ертегілерді өскелең ұрпақты елін, Отанын сүюге, халыққа адал қызмет етуге тәрбиелейтін құралдың бірі есебінде пайдаланған. Ондағы алуан түрлі кейіпкерлердің іс-әрекеттерін, олардың тапқырлық, айлакерлік, адамгершілік, ерлік істерін жастарға үлгі, өнеге еткен. Бұл ретте де ертегілердің тәрбиелік мәні зор болған.
Ерте замандардан бүгінгі ұрпаққа жетіп отырған ертегілер біздің заманымызда да тәрбиелік мәнін жойған жоқ. Ескі мәдени мұраны қадірлей білетін оқулық құрастырушы әдіскерлер бұл жырлардың ең таңдаулысын, идеялық-көркемдік сапасы жоғарыларын пайдалануда. Бұған ертегілердің ең таңдаулы үлгілерінің бастауыш сынып оқушыларына оқытылуы дәлел. Зор адамгершілікті, сүйіспеншілікті, ерлікті, ақыл-парасаттың небір керемет үлгілерін суреттейтін ертегілерді халық аса жоғары бағалап, ескіден сақталған мәдени мұраның – халықтық педагогиканың ең жақсы үлгілері деп таниды.
Сказка - источник мудрости! (сочинение)
ые сказки.
Сказка – источник мудрости!
Что же такое мудрость? Я считаю, что мудрость – это народный опыт, собранный многими поколениями. Еще в древности, когда не было письма, появились сказки. И мы до сей поры говорим, что в сказках заключена народная мудрость: представления о добре и зле, о чести и бесчестии, о жадности и простоте - то есть представления о тех человеческих качествах, которые есть в каждом из нас. Неслучайно каждая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Кому из нас в детстве родители не читали сказки?! Чита сказки, они учили нас уму-разуму, то есть передавали свой жизненный опыт, свою мудрость. И я, слушая эти сказки, поняла, каким должен быть человек, как надо вести себя с друзьями, что такое ложь и правда, доброта души, всепрощение, отвага. На образах героинь Василисы Премудрой и Василисы Прекрасной я училась быть женственной, простой и честной, доброй, училась любить людей. Я считаю, что эти героини являются прообразом русских женщин. Тихие, скромные, спокойные, они всегда были для нас идеалом, сохраняли верность своим любимым, своей родине. Вспомним сказки «Аленький цветочек», «Финист – Ясный Сокол», «Царевна-Лягушка». Несмотря на то, что это волшебные сказки и в них много вымысла, я считаю, что всё, что сейчас происходит в реальной жизни, очень часто похоже на сказку.
Есть и другие сказки – сказки о животных. Они учат нас тому, как вести себя среди людей. Человек не должен быть жадным, хитрым, злым, трусливым и жестоким. Вот почему каждое животное в этих сказках наделяется своим характером. Заяц – вечный трусишка, лиса – хитрая и наглая, Волк – жестокий и коварный, а медведь – сильный и грубый. И даже в этих сказках всегда побеждает добро, дружба и взаимо Вспомним сказки «Теремок», «Золотой Петушок». Что выжить этим героям? Любовь друг к другу и взаимовыручка. В сказках всегда прославляют добро и мудрость, поэтому сказки воспитывают, делают людей лучше.
Я хотела бы ещё рассказать о бытовых сказках. Мне нравится сказка «Мудрая Дева». Вспомните, как девушка вышла из всех затруднительных положений и как с достоинством выполнила она все задания. Царь говорит: «Когда дочь твоя мудра, пусть наутро сама ко мне явится - ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка». Девочка-семилетка была находчива. Она сбросила с себя всю одежду, надела на себя сетку, в руки взяла перепелку, села верхом на зайца и поехала во дворец. Эта сказка учит тому, что прежде чем что-то предпринять, надо хорошо всё обдумать.