169. Прочитайте. Озаглавьте текст. Спишите первую часть
текста, вставляя пропущенные буквы. К выделенным сло-
вам подберите слова с чередованием согласных в корне.
Игра в шахматы появилась на
территории современного Азер-
байджана предположительно в
y-VI веках. Упоминания о шах-
матах встречаются в произведе-
ниях классиков азербайджанской
поэзии Хагани, Низами, Физули и
других. Писатель и философ
М.Ф.Ахундов в стихотворении
"Игра шатрандж" средствами
поэзии изложил правила шахмат-
ной игры.
Исторически установлено, что
шахматы, в их первоначальном
варианте, были игрой для четве-
рых человек с четырьмя наборами фигур. Эта игра носила первона-
чальное название шатрандж. В современном персидском языке слово
"шатрандж" служит для обозначения современных шахмат. Популярная
историческая теория гласит, что шатрандж представляет вселенную.
четыре стороны отображают четыре элемента: землю, воздух, огонь и
воду, а также четыре времени года. Утверждается также, что слово
хматы произошло от персидского "король" (шах).
Шахматы через историю многих культур и испытали их
няние. Современные официальные правила игры в Шахматы пре.
красно сохранились и мало отличаются от тех, что использовались ещё
В глубокой древности.
125
Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества; развитие науки, техники, искусства.
На нашей планете более двух тысяч языков. Среди них русский язык является одним из самых распространенных. Он включает в себя все многообразие языковых средств, используемых в общении между людьми. Несмотря на то что языки отличаются друг от друга, все-таки у каждого из них есть «родственники» среди других языков. Русский язык, так же как украинский и белорусский, относится к восточнославянским языкам. Языки данной группы имеют один и тот же источник происхождения – древнерусский язык.
При языка люди общаются, передают друг другу мысли, чувства, знания об окружающем нас мире. Любое слово нашего языка – это не просто набор звуков: оно имеет свое значение. И мыслим мы при этих же значений. Поэтому язык тесно связан с мышлением и познанием. Все знания человека об окружающей действительности закреплены в языке и выражены в словах, словосочетаниях и предложениях, общепринятых и общепонятных. Это позволяет передавать людям знания из поколения к поколению.
В современном мире русский язык выполняет, помимо названных, еще три функции.
Во-первых, русский язык – это национальный язык русского народа. На нем созданы замечательные памятники искусства и литературы, это язык науки, культуры. В расстановке слов, их значениях, смысле их соединений заложена та информация, которая передает нам знания о мире и людях, приобщая к духовному богатству, созданному многими поколениями предков.
Во-вторых, русский язык – это государственный язык Российской Федерации. Когда существовал СССР, русский язык таковым не являлся – слишком много национальностей населяло территорию Советского Союза. Теперь он является языком, обслуживающим не только потребности людей в быту и на работе, но и официальным языком государства, языком науки, производства и, конечно же, культуры.
В-третьих, русский язык – это один из международных языков.
В международных отношениях государства пользуются мировыми языками, юридически провозглашенными Организацией Объединенных Наций в качестве официальных и рабочих языков ООН. Такими языками являются английский, французский, русский, испанский, китайский и арабский. На любом из шести языков могут осуществляться межгосударственные политические, хозяйственные, научные и культурные контакты, проводиться международные встречи, форумы и т. д.
Изучение родного языка должно начинаться с изучения высказываний о нем тех, кто в совершенстве владел русским словом.
• Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков – от самых твердых до самых нежных и мягких Н. В. Гоголь.
• Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней жизни своей К. Г. Паустовский.
Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен А. И. Куприн.
-несогласованные определения,стоящие перед определ.словом- в 4 -
-несогласованные определения,стоящие после опред.слова-остальные
в 1-определения-существительные обычно обособляются(невысокого роста,полноватый) , если относятся к имени собственному(Баранов), поскольку дополняют, уточняют представление о лице или о предмете.
во 2- Определения-существительные( с модной стрижкой...) обособляются, если относятся к личному местоимению(он)
в 3- Определения-существительные обособляются, если образуют ряд однородных членов с предшествующим или последующим обособленным согласованным определением( с загорелыми лицами, с таинственным и озорным)
в 4- Обособляются распространенные или одиночные определения (в грубой холщовой рубахе,хромовых сапога), стоящие непосредственно перед определяемым существительным(отец), если они имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное, временнóе),
-у нас причины(почему отец выглядел как крестьянин, по какой причине?)