174. Преобразуйте по образцу данные сложносочиненные, сложно- подчиненные предложения в бессоюзные сложные предложения. Укажите средства связи частей сложных предложений. Чем различаются по строе- нию и значению союзные и бессоюзные предложения? Почему эти ряды сложных предложений можно назвать синонимами? Образец. Когда начинаешь размышлять, все оказывается трудным. (А. Франс) (Сложноподчиненное предложение) Начи- наешь размышлять, и все оказывается трудным. (Сложносочи- ненное предложение) — Начинаешь размышлять все оказывается трудным. (Бессоюзное сложное предложение) 1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Пословица) 2. Если сомневаетесь, говорите правду. (Пословица)
1. В наш цирк привезли весёлого кенгуру. (м.р., В.п.) 2. Я вымыла голову ароматным шампунем. (м.р., Т.п.) 3. Мы видели в зоомагазине разноцветного какаду. (м.р., В.п.) 4. Последнее интервью (с.р., В.п.) писатель дал месяц назад. 5. Сегодня я катался на красивом пони. (м.р., П.п.) 6. Мы ехали по асфальтированному шоссе. (с.р., Д.п.) 7. Красивое бра (с.р., И.п.) создаёт дополнительное освещение в комнате. 8. Современный Баку (м.р., И.п.) поражает своей архитектурой. 9. Мама повесила на окно красивый тюль. (м.р., В.п.) 10. На столе стояла чашка ароматного кофе. (м.р., Р.п.)
Сегодня мы купили в комнату красивое бра. Чашка ароматного кофе бодрит с утра. На окне висел очень красивый тюль. В журнале напечатали последнее интервью кинозвезды. В парке детей катает красивый пони.
2. Я вымыла голову ароматным шампунем. (м.р., Т.п.)
3. Мы видели в зоомагазине разноцветного какаду. (м.р., В.п.)
4. Последнее интервью (с.р., В.п.) писатель дал месяц назад.
5. Сегодня я катался на красивом пони. (м.р., П.п.)
6. Мы ехали по асфальтированному шоссе. (с.р., Д.п.)
7. Красивое бра (с.р., И.п.) создаёт дополнительное освещение в комнате.
8. Современный Баку (м.р., И.п.) поражает своей архитектурой.
9. Мама повесила на окно красивый тюль. (м.р., В.п.)
10. На столе стояла чашка ароматного кофе. (м.р., Р.п.)
Сегодня мы купили в комнату красивое бра.
Чашка ароматного кофе бодрит с утра.
На окне висел очень красивый тюль.
В журнале напечатали последнее интервью кинозвезды.
В парке детей катает красивый пони.
[Бардин вышел на тропу, |ведущую к станции|, и, |взглянув на небо|, подивился тишине], (которая лежала вокруг).
Грамматические основы:1) Бардин(—) вышел(═), подивился(═);
2) Которая(—) лежала (═).
Второстепенные члены:
определение(~~~): |ведущую к станции|;
дополнение(_ _ _): тишине;
обстоятельства(_._._): на тропу;|взглянув на небо|; вокруг.
Сложноподчиненное предложение, повеств., невоскл.;
1-е простое, главное, двусост., распр., полн.; осложнено однородными сказуемыми, обособл. опред. и обособл. обстоят.;
2-е простое, придаточное определительное, двусост., распр., полн., не осложнено.
[— ═, |п.о.|, и, |д.о.|, ═ х], (с.с. ═).***|п.о.| – причастный оборот
|д.о.| – деепричастный оборот
с.с. – союзное слово
___
Пунктуационный разбор
Бардин вышел на тропу,(1) ведущую к станции,(2) и,(3) взглянув на небо,(4) подивился тишине,(5) которая лежала вокруг.(6)
6 – точка, знак завершения повеств., невоскл. предл.
1 и 2 – запятые, выделяют обособленное определение, выраженное причастным оборотом после определяемого слова.
3 и 4 – запятые, выделяют обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
5 – запятая, разделяет главное и придаточное предложения в составе сложного.
___
Словосочетания с НЕ с разными частями речи:
непредвиденные обстоятельства,
ни для кого не секрет,
не для кого стараться,
никем не обещанный сюрприз,
не видно невооруженным глазом,
обидеть ненароком,
неточно выразиться,
не светлое, а темное обрамление,
ненавидеть весь мир,
несколько минут,
не прекращающийся весь день,
проявлять невнимательность,
недопустимая небрежность,
далеко не интересный роман.