№192
Выпишите, расставляя недостающие знаки препинания, сложноподчиненные предложения с придаточными определительным и изъяснительными. Выделите союзы, союзные слова в придаточных предложениях, а также контактные и указательные слова в главных. Определите позиции придаточных предложений.
1.Знания которые выработаны трудом людей накоплены наукой всё растут становятся глубже шире острей и служат опорой для дальнейшего бесконечного развития наших познавательных и творческих сил. (М.Г.) 2. Знание и только знание делает человека свободным и великим. (Д. И. Писарев.) 3. Все мысли которые имеют большие последствия всегда Л. Т.) 4. Знания — единственная власть которую можно приобрести если не обладаешь ею. Власть есть сила а сила есть всё. (Рахэль.) 5. Наука — обмен неведенья где одно незнание сменяется другим. (Д. Байрон.) 6. Наше знание накопленная мысль и опыт бесчисленных умов. (Р. Эмерсон,) 7. Задачей науки должно быть познание того что должно быть а не того что есть. (Л. Т.)
1. С приездом начальника начАлась бЕготня,
суета, все смущались, все сбИвали друг
друга с ног, иные обдергивались, опасаясь,
что они недовольно хороши как есть, чтоб
покАзатЬся начальнику.
что? беготня,суета-подлежащее
что сделала? началась- сказуемое.
кто? все- подлежащее
что делали? смущались- сказуемое
кто? все- подлежащее
что делали? сбивали- сказуемое
кто? иные- подлежащее
что делали? обдергивались- сказуемое
кто? они- подлежащее
что делали? хороши- сказуемое
здесь сложносочиненные предложения.
2.Мать всегда с беСпокойством смотрела,
как Андрюша иСчезал из дома на полдня,
и если б не запрет отца мешать ему,
она бы держала его при себе.
кто? мать- подлежащее.
что делала? смотрела- сказуемое.
кто? Андрюша-подл.
что делал? исчезал- сказуемое.
что? запрет- подлежащее.
что делать? мешать- сказ.
кто? она- подлежащее.
что делала? держала- сказ.
сложносоч. предл. и сложноподчиненные
3. Я был уверен в том, что если понадобится,
что он сразу же прИедет, даже если будет
очень далеко.
кто? я- подлежащее.
что делал? был уверен- сказ.
кто? он - подлежащее.
что сделает? приедет- сказ.
сложноподч.
4. Не думай, что твое доброе раСполОжение
к людям - это подарок, который ты делаешЬ
своим блиЗким, этот подарок самому себе.
что делай? не думай-сказ.
что? расположение- подл.
подарок- сказуемое
кто? ты- подл.
делаешь- сказ.
сложноподч. пр.
5. Спросите любого, что он понимает в слове
"природа", и никто не даст всеохватывающего
определения: одному - это дрова и
стройматериалы, другому-цветы и пение птиц,
третьему- небо, четвертому- воздух и так
без конца.
6. Было это еще в те времена, когда на валах
виднелись пушки, а пушкари у них постояННо
мЕнялись, то стОяли с фитилями поляки,
то, наоборот, из пушек палили козаки.
сложнопоч. и сложносоч.
извини!
2. Через пять минут никого не осталось на улице (никого - родительный падеж).
3. Больше ждать было некого (некого - родительный падеж).
4. Ничего не трогало его [Онегина], не замечал он ничего (ничего - родительный падеж).
5. Никто ничего не узнал о происходившем (никто - именительный падеж; ничего - родительный падеж).
6. Мне решительно скрывать нечего (нечего - родительный падеж).
7. А теперь мне выехать не на чем, некому лошадей подковать (некому - дательный падеж).
8. Им ни в чём нельзя доверять (ни в чем - предложный падеж).
9. Не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины (не на чем - предложный падеж).
10. Никакими силами и стараниями нельзя было докопаться, из чего был состряпан его [Плюшкина] халат (никакими - творительный падеж).