198. А. Спишите текст, заменяя предложения с местоимением я предложе- ниями с безличными глаголами. Раскройте скобки, вставьте пропущенные
буквы. Укажите наклонение образованных безличных глаголов.
Я долго (не)могу заснуть. Я всё думаю, чем порад..вать маму. Навер-
ное, это будет (не)большая скаме..чка для сада. Утром я приготовлю
(не)обходимые материалы и инструменты. Когда всё под рукой, я работаю
быстро. Я думаю, мама порадует(?)ся подарку.
Б. Используя соответствующие слова из справки, напишите сочинение
(пять-шесть предложений) на одну из тем: «На утренней заре», «Поздней
осенью». Можете воспользоваться репродукциями картин русских худож-
ников В. Муравьёва «Тяга вальдшнепов'» и Ю. Клевера «Лесной пейзаж».
Справка. Рассвело, светает, порозовело, заалело, брезжит, запах-
ло, повеяло, дышится, вечереет, холодает, морозит, хочется, потрески-
вает. .
Выразительность (красота) речи – это очень многоплановое понятие, это совокупность особенностей речи, поддерживающих внимание и интерес у слушателей. Выразительность опирается на богатство, достигается употреблением в речи выражений, избегающих обыденности, неожиданных оборотов.
Можно сказать, что выразительная речь – это эмоциональная речь. Говорящий должен воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей. Образность и эмоциональность речи усиливают ее эффективность ее лучшему восприятию, пониманию и запоминанию, доставляют эстетическое удовольствие. Но это утверждение можно опровергнуть – неэмоциональная речь тоже может быть выразительной, а оратор, который говорит ровным голосом, ничем не выдавая своих эмоций, может произвести большее впечатление, нежели шутник и балагур.
Выразительность речи, так же как и ее богатство это плод большого труда. Гюстав Флобер добивался того, что у него одно и то же слово не повторялось даже на соседних страницах, для этого переписывал каждую страницу по 5–7 раз. Удачным бывает только тот экспромт, который тщательно подготовлен.
Выразительность речи поддерживается специальными языковыми и речевыми средствами выразительности, к которым относятся тропы и риторические фигуры. Цель этих языковых средств – сделать мысль более яркой, точной, запоминающейся.
Выразительность речи отдельного человека зависит от нескольких условий:
♦ Самостоятельность мышления, деятельность создания автора речи.
♦ Неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит или пишет, к тому, что он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет.
♦ Хорошее знание языка, его выразительных возможностей.
♦ Хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей.
♦ Систематическая и осознанная тренировка речевых навыков.
Знание должно перейти в навык. Следует внимательно читать образцовые тексты -- художественные, научные, публицистические и иные. Полезно вслушиваться в речь людей, которые умеют выразительно говорить. Нужно учиться контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, что шаблонно и серо. Навык самоконтроля необходим любому человеку, если он хочет постепенно улучшать свою речь вообще, а в частности -- её выразительность.
♦ Сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно, психологическая целевая установка на выразительность.
Необходимо психологически настраивать себя на выразительность: "я изучу выразительные средства нашего языка (пословицы, поговорки, метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы и литоты и другие) , овладею ими, приобрету навыки их использования в речи, научусь оценивать свою речь -- выразительна ли она? --научусь устранять из речи все, что мешает выразительности".