1каштанка оглянулась и увидела, что по улице прямо на нее шел полк солдат. не вынося музыки, которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла. к великому ее удивлению, столяр, вместо того чтобы испугаться, завизжать и залаять, широко улыбнулся, вытянулся во фрунт и всей пятерней сделал под козырек. видя, что хозяин не протестует, каштанка еще громче завыла и, не помня себя, бросилась через дорогу на другой тротуар. когда она опомнилась, музыка уже не играла и полка не было. она перебежала дорогу к тому месту, где оставила хозяина, но, увы! столяра уже там не было. она бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю каштанка стала обнюхивать тротуар, надеясь найти хозяина по запаху его следов, но раньше какой-то негодяй в новых резиновых калошах, и теперь все тонкие запахи мешались с острою каучуковою вонью, так что ничего нельзя было разобрать. каштанка бегала взад и вперед и не находила хозяина, а между тем становилось темно. по обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах домов показались огни. 1. найти слова с безударными гласными в корнях слов, объяснить их правописание. 2. найти сложносочиненные предложения, основы предложений . 3. в сложноподчиненных предложениях определить виды придаточных. 4. поставить ударение в слове столяр. 5. определить тему текста.
"1 Здесь даётся не весь рассказ "Каштанка", а только отрывок из него - начало. В книге есть и ещё несколько отрывков из крупных произведений. Если отрывок заинтересует вас, понравится вам, постарайтесь впоследствии прочитать это произведение целиком.
2 Верстак - рабочий стол столяра или слесаря.
3 Конно-железка (или конка) существовала в городах до появления электрических трамваев: лошади возили по рельсам вагоны с пассажирами.
- растрАивала (причастие от глагола "растроить")
- зАметалась (глагол "заметать")
- зАвыла (глагол "завыть")
- пЕребежала (глагол "перебежать")
- стАла (глагол "стать")
Правописание таких слов объясняется следующим образом:
- безударные гласные в корнях слов обычно пишутся по правилу мягкого и твердого знака, то есть "я" или "а" вместо "е" или "о", чтобы сохранить мягкость или твердость согласных перед гласной: расстроил - растроить, заметает - заметалась, завыть - зазвыла, перебежал - перебежала, стать - стала.
2. Сложносочиненные предложения:
- 1каштанка оглянулась и увидела, что по улице прямо на нее шел полк солдат.
- она бросилась через дорогу на другой тротуар, когда она опомнилась, музыка уже не играла и полка не было.
- она перебежала дорогу к тому месту, где оставила хозяина, но столяра уже там не было.
- она бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю каштанка стала обнюхивать тротуар.
Основы предложений:
- Первое предложение: 1каштанка оглянулась и увидела.
- Второе предложение: она бросилась, когда она опомнилась, музыка уже не играла и полка не было.
- Третье предложение: она перебежала дорогу, но столяра уже там не было.
- Четвертое предложение: она бросилась, каштанка стала обнюхивать тротуар.
3. Сложноподчиненные предложения и виды придаточных:
- Она заметалась и завыла, к великому ее удивлению, столяр, вместо того чтобы испугаться, завизжать и залаять, широко улыбнулся, вытянулся во фрунт и всей пятерней сделал под козырек.
- Причинное придаточное предложение: к великому ее удивлению.
- Цели придаточные предложения: чтобы испугаться, завизжать и залаять.
- Виды придаточных предложений в остальных частях текста отсутствуют.
4. Ударение в слове "столяр" падает на последний слог - стОляр.
5. Тема текста: потеря и поиск хозяина (столяра) каштанкой.