1выписать ключевые слова,отражающие тему текста.определить тему и основную мысль текста. 2 указать связи предложений в тексте, доказать. 3 выявить средства связи частей текста,доказать. вот сам текст обратите внимание на одно важное обстоятельство. когда человек говорит, то он планирует свою речь так же, как планирует свои действия. приступая к произношению нового предложения, мы с самого начала в общих чертах уже представляем себе, о чём собираемся сказать. только когда человек произносит текст, выученный наизусть, он не планирует своей речи. каким бы сложным ни было звукосочетание, издаваемое тем или иным животным (например, пение соловья или "человеческая” речь попугая), оно всегда соответствует по своей организации речи, выученной наизусть. попугай произносит человеческие слова и фразы, как магнитофон, а не как человек. что же такое "язык” животных? представьте себе стаю журавлей. в ней обычно есть специальный сторож -- журавль, за всем окружающим и сигнализирующий об опасности, к стае подбирается лиса. журавль-сторож издаёт крик, и вся стая тут же срывается с места. можем ли мы сказать, что журавль сообщил своим собратьям об опасности, что его крик имеет значение "опасность! ” или "улетайте! ”? конечно, нет. никакого сообщения журавль не передавал. механизм, по которому он действовал, -- обычный механизм рефлекса. в жизни журавля определённый крик и определённый стереотип поведения связаны жёсткой двусторонней связью; с одной стороны, услышав соответствующий крик, журавль автоматически даёт тягу. и наоборот, попав в опасную ситуацию, он издаёт этот крик. заяц в аналогичном положении начинает барабанить лапами по пню или бревну. почему крик журавля или барабанный бой зайца не имеют содержания, не имеют значения? потому, что они ничего не сообщают о внешнем мире, они лишь инструкцию, какой из возможных вариантов поведения надо избрать в данный момент, чтобы выжить. впрочем, животные и не в сообщении о мире. они не произвольно изменять своё поведение, своё отношение к миру или к себе подобным в зависимости от полученной информации. в них раз и навсегда вложена программа поведения.
1) Ключевые слова, отражающие тему текста: речь, планирование, животные, язык, коммуникация, поведение.
Основная мысль текста: человек планирует свою речь, а у животных коммуникация связана с их природным поведением.
2) Связи предложений в тексте:
- Первое предложение вводит тему текста, которая связана с речью и планированием общения.
- Далее следуют предложения, где автор анализирует механизм речи у человека и животных.
- В последних предложениях автор объясняет, что речь у животных не передает информацию о мире, а всего лишь инструкцию для поведения в определенной ситуации.
Соединительные слова и фразы также помогают установить связь между частями текста. Например: "когда человек говорит, то", "только когда человек произносит текст...".
3) Средства связи частей текста:
- Введение новых тем и подтем (например, речь у людей и животных, язык животных, специфическое поведение животных в опасных ситуациях) помогает автору развивать основную мысль текста.
- Переходы от общего к частному используются для более детального рассмотрения каждой темы: "каким бы сложным ни было звукосочетание, издаваемое тем или иным животным (например, пение соловья или "человеческая” речь попугая), оно всегда соответствует по своей организации речи, выученной наизусть".
- Примеры и сравнения (журавль-сторож, заяц) использованы для более наглядного объяснения особенностей коммуникации у животных.
- Вопросы-ответы используются для формулирования и разъяснения разных аспектов темы.
- Автор также использует обобщения и упрощения, чтобы сделать информацию более понятной школьнику.
Таким образом, текст рассматривает различия между человеческой и животной коммуникацией, отмечая, что речь у животных связана с их природным поведением и не передает информацию о мире. Весь текст был написан с использованием связей между предложениями, чтобы пошагово объяснить эту идею.