2: 2.1. запишите предложение орфографически. произношение каких слов вы сможете объяснить? [ка′п’эл’к’и ас’э′н’н’эвъ тума′нъ с’т’иэка′л’и з биэр’о′с]. 2.2. прочитайте поэтические строки а.с. пушкина. спишите. ка-кой звук неоднократно повторяется в этом отрывке? для чего поэт ис-пользует такой художественный прием? как он называется? мазурка раздалась. бывало, когда гремел мазурки гром, в огромном зале все дрожало, паркет дрожал под каблуком. тряслися, дребезжали рамы; теперь не то, и мы, как , скользим по ласковым доскам. 2.3. найдите слово, в котором звучит долгий мягкий согласный [ж’ж’]. 2.4. обозначьте и охарактеризуйте последний звук в выделенном сло-ве: а) в стихотворении а.с. пушкина; б) в современном варианте. как правильно? 3: 3.1. поставьте данные существительные во множественном числе: выбор, шофер, профессор, учитель, договор, соболь. 3.2. определите, нарушены ли в этих предложениях нормы, если нарушение есть, предложите правильный вариант. – своевременно оплачивайте за проезд. – нельзя не отметить о хорошей посещаемости. – стройка проводилась согласно указаниям прораба. – она быстро одела туфли на высоких каблуках и шляпку и выбежала из дома. – тренер гордился за своих игроков. – наперекор желания отца он поступил в театральное училище. 4. выполните согласно схеме, данной на с. 5 пр..вожала, ..брасывали, л..сенка, ум..р, во(с,сс)тания, сверс..никам, все(таки), слаб..сильных, мощ.. 5. перепишите, расставляя пропущенные знаки препина-ния(тема: «знаки препинания в сложносочиненном предложении») [1, 268–270]. дохнул мороз и рады мы проказам матушки-зимы. тихо шепчутся березы над могилами кладбища да ветер волнует хлеба на нивах. влади-мир и писал оды да ольга не читала их. тут раздался легкий свист и дуб-ровский умолк. лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дали возмутит. вскоре после восхода солнца набежала туча и брызнул короткий дождь. 6. озаглавьте текст. определите, к какому стилю он отно-сится. опишите речевую ситуацию. охарактеризуйте языковые приметы данного стиля. выскажитесь по проблеме, изложенной в тексте. вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика древней спарты. мне нравилось все в этой удивительной стране и то, что слабых детей ..брасывали со скалы и что мать-спартанка пр..вожала на войну сына не со слезами, а с напутствием «со щитом или на щите и что маленький спартанец, пронесший в школу под рубахой ж..вого л..сенка не плакал и не кричал когда зверек вгрызался в его тело – ум..р, но молча. был грех: я даже врал сверс..никам, что леонидом меня назвали не просто так, а в честь славн.. царя который с горсткой воинов остановил в фермопильском ущелье многочисле..ую армаду персов. значительно поз-же я задал себе трезвый вопрос: почему спарты была такой бедной – войны до во..тания рабов? почему государство, где основной доблестью считалась стойкость, все(таки) не сумело выстоять? почему спартанцы, которых готовили к борьбе, и только к борьбе, все равно по-терпели поражение? постепенно я все понял: все было закономерно. мужественная спарта погибла от собстве..ой бе..дарности. в этой стране с бюрократической планомерностью сразу после рож-дения убивали гениев. в пропасть швыряли слаб..сильных и (не)стандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризне..ой мужественности окружающих мощ.. ра-зума и силу духа. тех кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкива-ла бы к ре..цу линейке и перу. тех для кого выжить озн..чало бы – из..брести.
2.2. Используется приём звукописи. Повторяется звук [ р ].
2.3. дребезжали
– Своевременно оплачивайте проезд.
– Нельзя не отметить хорошую посещаемость.
– Стройка проводилась под руководством прораба.
– Она быстро надела туфли на высоких каблуках и шляпку и выбежала из дома.
– Тренер гордился своими игроками.
– Наперекор желанию отца он поступил в театральное училище.