2. а) На основе фрагмента песни «Семейный альбом » М. Танича составьте соче- тания с ключевыми словами в соответствии с данными нике схемами: прил. + сущ. - семейный альбом; сущ. + сущ. в Р.п - альбом родителей, альбом для родителей. Ах, чего только не было с нами!
Первый шаг, первый класс, первый вальс.
Всё, чего не расскажешь словами, Фотографии скажут про нас.
Сколько всякого мы позабыли,
Сколько снова забудем потом,
Чтобы вспомнить, какими мы были, Загляните в семейный альбом...
И летят за страницей страницы
Наших дней верстовые столбы.
И в домашнем альбоме хранится
Фотокопия нашей судьбы...
1. Папа по чтобы она сначала поздоровалась с Софьей Филипповной.
Объяснение:
1. Папа по чтобы она сначала поздоровалась с Софьей Филипповной. (в данном предложении слово "чтобы" выполняет роль подчинительного целевого союза и по правилу пишется слитно, а слово "сначала" выполняет роль наречия и по правилу пишется слитно);
2. Потом до самой ночи не мог он унять в теле непонятную эту дрожь. (в данном предложении сочетание "не мог" пишется раздельно, ибо "не" с глаголами по правилу пишутся раздельно, а слово "непонятную" пишется слитно, ибо можно заменить синонимом без "не" - "запутанный", "странный", "туманный", "мудрёный");
3. Во время путешествия скучать совсем не приходилось. (в данном предложении сочетание "во время" пишется раздельно, ибо можно задать во во время (чего?) путешествия, а слово "совсем" пишется слитно, ибо это наречие, а такая часть речи пишется слитно);
4. Она старалась ни о чём не думать, но воспоминания плыли. (в данном предложении сочетание "ни о чём" пишется слитно, так как отрицательные частицы пишутся раздельно с местоимениями в том случае, когда между этими двумя языковыми единицами стоит предлог).
Как уже отмечалось ранее (см. п. 2.2.1. Род имён существительных), в форме именительного падежа множественного числа (прежде всего существительных мужского рода) наблюдается большое число окончаний, что связано с историей развития системы склонений русских существительных.
1. В настоящее время среди существительных мужского рода второго склонения наиболее распространены два окончания: -ы/-и и -а/-я, причём в разговорной речи и просторечии особой продуктивностью отмечено окончание -а/-я. Оно частично вытесняет окончание -ы/-и и в литературном языке.
Так, в XIX веке распространены были формы до́мы, по́езды, а в ХХ веке – дома́, поезда́. Уже в последние десятилетия формы дире́кторы, профе́ссоры стали устаревшими, а их место заняли варианты директора́, профессора́.
Однако процесс вытеснения окончания -ы/-и окончанием -а/-я в литературном языке идёт значительно медленнее, чем в просторечии именно потому, что формы с -а/-я во многом воспринимаются как второсортные, сниженные.
Использование того и другого окончания определяется рядом факторов:
а) окончание -а/-я имеют существительные, обозначающие парные понятия:
глаза́, рукава́, обшлага́;
б) большинство односложных слов имеет во множественном числе окончание -ы/-и (торты, флоты, шумы), но возможны и исключения (дома́, сорта́);
в) окончание -а/-я, как правило, имеют во множественном числе двусложные слова с ударением на первый слог.
Ср.: ка́тер – катера́, шо́мпол – шомпола́.
Если ударение в начальной форме падает на второй слог, то во множественном числе распространено окончание -ы/-и: арбу́з – арбу́зы;
г) в трёхсложных и многосложных словах распространено окончание -ы/-и с ударением на середине слова: апте́кари, догово́ры (форма договора́ хотя и допустима, но всё же нежелательна!);
д) иноязычные слова (чаще французского происхождения) с финалью -ёр/-ер и ударением на последний слог обычно имеют окончание -ы/-и:
офице́р – офице́ры, киоскёр – киоскёры, шофёр – шофёры (!);
Обратите внимание на последнюю форму. Используемая в просторечии и профессиональной речи форма шофера́ поддерживается просторечной формой единственного числа с ударением на первый слог – шо́фер. Но такое произношение не является литературным (!).
е) слова латинского происхождения с финалью -тор/-сор обычно имеют окончание -ы/-и (компью́теры, проце́ссоры), хотя у одушевлённых существительных, достаточно частотных и употребительных в речи, распространённым становится окончание -а/-я.
Ср.: коммента́торы, ле́кторы, нова́торы – директора́, доктора́, профессора́;
ж) окончание -а/-я обычно имеют двусложные и трёхсложные существительные с ударением на первом слоге и с финалью -л/-ль и -р/-рь:
ки́вер – кивера́, ки́тель – кителя́ (допустимо – ки́тели).
Иногда одно и то же существительное одновременно подпадает под действие нескольких взаимоисключающих факторов. Именно среди таких слов наблюдается наибольшее число вариантов в речи.
Например, слова фа́ктор, ве́ктор двусложные с ударением на первом слоге, поэтому во множественном числе они могли бы иметь окончание -а/-я. В то же время это неодушевлённые существительные латинского происхождения с финалью -тор, поэтому они могут иметь окончание -ы/-и. В литературном языке побеждает действие второго фактора и нормативными являются варианты ве́кторы, фа́кторы.
Существительное бу́нкер двусложное с ударением на первый слог, поэтому может иметь окончание -а. Но как слово немецкого, а не французского происхождения на -ер, оно может иметь окончание -ы. В литературном языке равноправны обе формы: бункера́ и бу́нкеры.
Иногда использование того или иного окончания определяется значением и сочетаемостью слова:
борова́ (горизонтальные части дымоходов) и бо́ровы (кастрированные самцы свиньи);
кондуктора́/конду́кторы трамваев и конду́кторы в станке (специальные при в механизмах);
корпуса́ завода, кадетские корпуса́ и ко́рпусы человека или животного;
меха́ (выделанные шкуры животных) и кузнечные ме́хи;
о́бразы в романе и образа́ святых в церкви;
рыцарские о́рдены и ордена́ за подвиги;
пово́дья для лошади и по́воды (побуждения);
пояса́ халатов и часовые пояса́ (допустимо – часовые по́ясы);
про́пуски букв и заводские пропуска́;
соболя́ (меха) и со́боли (животные);
банковские счета́ – конторские счёты;
сыновья́ от первого брака и сыны́ отечества;
электрические то́ки и тока́ в поле;
то́ны в музыке и тона́ в живописи;