2.Мавзолей Айша-Биби памятник архитектуры X-XII веков, расположенный в селе Айша-биби, 18 километрах от
города Тараз, Является памятником архитектуры
республиканского значения.
Мавзолей Айша-Биби имеет кубическое основание. С
четырех углов которого стоят массивные колонны, для
оформления мавзолея использовались небольшие ниши,
терракотовая плитка, стрельчатые арки, всевозможные своды,
малые колонны. В изысканных узорах сочетаютс описания мавзолея Айша биби
традиционные виды орнаментального искусства древних
племен Казахстана, включающие геометрический, зооморфный
и солярный мотивы.
С одной стороны мы часто слышим неграмотные утверждения наподобие "Солнце восходит на востоке и заходит на западе" или "Смена сезонов года бывает из-за приближения и удаления Солнца", "В полдень Солнце находится в зените". С другой - каждый зрячий человек в своей жизни наблюдал восходы и заходы Дневного светила, степенное восхождение к полудню на максимальную высоту над южным горизонтом, зависящим от сезона года. Каждый знает, что летом дни длинные, а ночи короткие, зимой наоборот.
Давайте попробуем опираться на тот наблюдательный опыт, который у нас уже есть. Таким опытом пользовались и древние люди, когда определяли сроки посева, когда строили каменные календари и пирамиды. Их может заметить каждый, если будет знать, за чем конкретно нужно наблюдать.
Ванька вздОхнул , умОкнул перо и продолжал писать: «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю , а качаю люльку. Милый дедушка , сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...»
Устаревшие слова и формы и их современн. употребление:
умокнул-мАкнуть (в чернила)
вчерась -вчера
за волосья -за волосы
отчесал шпандырем-отлупил ремнем
ихнего ребятенка - их ребенка
по нечаянности-нечаянно
ейной мордой-её мордой
подмастерья-ученики
чем попадя- чем попало
нету-нет
божецкую-божескую
на деревню - в деревню
помру-умру