2. Прочитайте стихотворение о том, как одна девочка учила глаголы и ответьте на во Какие глаголы учила девочка?
Я пришла из школы
Я учу глаголы.
Мне их выучить - пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так
Новый этот метод:
«Кричать» - кричу,
«Вертеть» - верчу,
«Двигать» - двигаю.
«Прыгать» - прыгаю.
Я и прыгала! Я и двигала!
Я и топала! Я и пела!
Пела я, пока в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!
Открываю: наш сосед
(Он живет под нами).
Не причесан, не одет –
В тапках и пижаме.
Он кричит прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
-Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришла из школы
И учу глаголы…
- Какие глаголы учила девочка?
- К данным глаголам поставьте во и запишите в тетради:
кричать – что делать?
вертеть – что делать?
двигать – что делать?
прыгать – что делать?
- А теперь задайте во к другим глаголам. Запишите их тоже в тетради.
испечь – что сделать?
исполнить – что сделать?
обуть – что сделать?
обеднеть – что сделать?
- Чем различаются глаголы. Какой можно сделать вывод?
- Давайте попробуем определить, в каком времени, лице и числе находятся данные глаголы.
Не можем. А почему?
1. приставочный способ словообразования выражается в прибавлении приставки(префикса) к слову, которое выступает в роли производящей основы. слова сотоварищ, неприятель, сверхранний, придавать, раздавать образованы прибавлением приставок со-, не-, сверх-, при-, раз- к производящим основам путник, товарищ, приятель, ранний, давать. важно, что при добавлении приставки часть речи не меняется.
2. суффиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса. слова земляк, землячка, землячество образованы прибавлением суффиксов -як, -к-, -еств- к производящим основам земл-, земляк-, земляк-. важно, существительные с суффиксами -ани-е, -ени-е образуются от глаголов. появление – от глагола появиться.
3. приставочно-суффиксальный способ словообразования заключается в одновременном присоединении к производящей основе приставки и суффикса. слова взморье, подорожник, простенок, перелесок образованы одновременным присоединением к производящей основе приставок вз-, по-, про-, пере- и суффиксов -j-, -ник-, -ок-, -ок-.
4. безаффиксный (бессуффиксный) способ словообразования, т.е. лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен. этот способ применяется только при образовании имен существительных от некоторых глаголов и имен прилагательных. при этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий – глубь, тихий – тишь, бегать – бег, заливать – залив и т. пробег, прилив, припев, вылет, простой (простой транспорта) являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается. эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, простоять и образованы безаффиксным способом словообразования. этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.
5. сложение - это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово, например: теплоход, самолетостроение, совхоз, кинотеатр и др.путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные слова. сложные слова – результат сложения полных основ (вод-о-про-вод), а сложносокращенные – усеченных основ (кол-хоз, ком-со-мол). сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).