2.Прочитайте текст и выполните по нему задания. Слово гусь имеет индоевропейские корни. Серый гусь стал первой птицей, од…машненной человеком около двадцати тысяч лет назад. На фресках внутри египетских пирамид нере…ко изображался египтянин, обжаривающий гуся на вертеле.
А уж сколько выражений об этих птицах сохранил язык! Гуси, как извес…но Рим». Произошло это, согласно преданию, следующим образом. В н…чной тьме вражеское войско галлов взбиралось на крепос…ные стены на Капитолийском х…лме. М…лчали с…баки, ничего не заметила стража, и только гуси, почуяв врага, разбудили своим тревожным гоготом римских воинов. С тех пор у римлян гуси пользовались особым почетом.
Интерес…но, что ло…кого, хитрого, изворотливого человека называют «гусь лапчатый» и считают, что «ему все как с гуся в…да».
1) Озаглавьте текст.
2) Определите основную мысль текста.
3) Выпишите через запятую слова с пропущенными буквами. Вставьте буквы, подчеркните орфограммы.
4) Подберите синонимы и антонимы к выделенным словам.
5) Прочитайте статью учебника «Словесный портрет числительного» на странице 238.
6) Составьте письменный словесный портрет одного числительного из текста
(1) Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. (2) Роза точно плачет. (3) Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить.(4) Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой. (В.Гаршин)
6. Какова цель автора данного текста? Запишите ответ 1-2 предложениями.
ответ: цель автора данного текста - описать розу, символ духовной красоты и чистоты ,олицетворение добра.
7. В каком предложении текста есть объяснение, почему казалось, что роза плакала? Запишите номер этого предложения.
ответ:(4) Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой.
8. Среди предложений текста найдите такое, в котором содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «От чего могла бы плакать роза?» Напишите номер этого предложения.
ответ: (3) Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить.
9. Продолжите фразу так, чтобы в ней содержалось правильное объяснение написания НН в слове УТРЕННИЙ.
ответ: В слове УТРЕННИЙ пишется -НН-, потому что в этом прилагательном суффикс -енн-.
10. Найдите ряд слов, в котором оба слова содержат безударную проверяемую гласную корня. Продолжите ряд одним словом из текста, также содержащим безударную проверяемую гласную корня. Запишите получившийся ряд слов (три слова).
Запах (пахнет), (в) цветнике (цвет), светом (свет)
11. В каком слове текста правописание приставки зависит от последующей согласной?
Раскрывала .
12. К какому слову текста применимо правило «Правописание безударного личного окончания глагола зависит от спряжения»? Запишите это слово.
ответ: плачет - І спряжение.
13. Продолжить фразу так, чтобы в ней содержалось правильное объяснение слитного написания НЕ в слове НЕСКОЛЬКО.
ответ: НЕ в слове НЕСКОЛЬКО пишется слитно, потому что можно заменить синонимом - мало, немного.
14. Какие формы прилагательного СВЕЖИЙ образованы неверно? Укажите номера ответов.
ответ: 2, 4.
15. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ответ: с ним.
16. Из 1-го предложения выпишите возвратный глагол.
ответ: распустилась.
17. В каком примере выделенное слово является эпитетом? Выпишите этот эпитет.
ответ: ПРЕКРАСНОЕ утро (предложение 3).
18. Из предложений 3 – 4 выпишите синоним слова АРОМАТ.
ответ: запах.
19. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) знак(и) препинания между однородными членами.
- Она распустилась в хорошее майское утро;(1) когда она раскрывала
свои лепестки,(2) улетавшая утренняя роса оставила на них несколько
чистых, (3) прозрачных слезинок.
ответ: (3).
20. Среди предложений 3 – 4 найдите предложение с деепричастным оборотом. Запишите номер этого предложения.
ответ: (4) Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой.
8. 3. по городской площади ( ж.р., ед.ч., Д.п.)
9. 1. скользкий пол
4. зимние деньки
10. тут в тексте ошибка, предполагаю, что первые три глагола образованы от неопределенной формы глагола " оставить"
Тогда варианты ответов звучат так :
1. оставила ( пр. время)
2. оставляет ( наст. вр.)
3. оставит (б. время)
4. будет оставлять (б. время)
Соответственно вариант ответа 1. оставила (пр.время)
11. скрипит ( наст.вр., 3 л. , ед.ч.)
12. 124
1. вещь ; 2. знаешь; 4.драться
13. Мастер провёл у нас экскурсию по мебельной фабрике.
14. 3.
Малыши и школьники постарше бегают и прыгают в коридорах, на лестницах и в рекреациях.