2. Прочитайте тексты и письменно выполните задания. Текст А – Дедушка, а расскажи мне, какие машины были раньше? – О, самая первая машина была паровой. На ней стоял котел с водой. Огонь грел воду, а получившийся пар вращал мотор. Ездили такие машины очень медленно, ведь им приходилось возить на себе огромный котел, топку из кирпичей, запас дров и воды. – А сколько человек возила такая машина? – спросила Машка. – Шофёра да пассажира. – А дальше уже ты ездил? – Нет, потом был изобретен бензиновый двигатель – его еще называют двигатель внутреннего сгорания. Текст Б Очень любили на Руси кататься на тройке лошадей, запряжённой в сани или повозку. Под дугой подвешивали колокольчик: и слышно далеко, да и ехать веселей. Шли годы, людям хотелось, чтобы перемещаться на дальние расстояния можно было удобнее, быстрее. Человек хотел облегчить жизнь и себе, и бедной лошадке, которая тянула повозку с тяжёлым грузом и в жару, и в мороз. Он думал: как сделать, чтобы тележка поехала сама? И вот наступило время создания автомобиля. Дайте краткие ответы на вопросы. 1. Какой общей темой объединены оба текста? Запишите ее. 2. Определите типы текстов. Приведите по одному примеру для каждого текста, доказывающему правильность вашего суждения. 3. Определите стили текстов. Приведите по одному примеру для каждого текста, доказывающему правильность вашего суждения.
Человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой чердак. Он возьмет лишь то, что ему понадобиться для работы и все разложит в образцовом порядке. Напрасно люди думают, что у этой маленькой комнатки эластичные стены…
Артур Конан Дойл. Этюд в багровых тонах
РАЗГОВОРНЫЙ
- Мой дорогой друг, что вы можете сказать об этой звезде?
- Ну, Холмс, черт возьми, зачем это надо сейчас, ну это же Полярная звезда, онауказывает путь на север, вот все.. .
- Это же элементарно, Ватсон, у нас украли палатку!
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ
Народная пословица гласит: «Рыба тухнет с головы» . Вот отсюда и начинаются все проблемы, с черепной коробки, как это ни кажется просто. За его пределами может происходить все, что угодно, но команды начинают поступать отсюда, информация сначала поступает в головной мозг.
Что такое мозг? Это – хорошее, точное устройство. Кого-то немножко пугает это механическое сравнение головного мозга, допустим, с компьютером. Меня не пугает, потому что я не говорю, что компьютер – точная копия. Это просто образ, с которым удобно соотнести сравнение действия головного мозга на тело. Мне нравится фраза одного русского философа, который говорил: «Суть жизни человека – в движении. От абсолютной веры – к абсолютному знанию» . Очень интересная фраза, потому что абсолютное знание практически никогда не будет достижимо, но это и есть смысл человеческой жизни - возможность движения и познания. . Поэтому, когда люди говорят, что человеческий мозг работает на сколько-то там процентов, то это не совсем правильно. Он, конечно, работает на все сто процентов, иначе бы мы с вами не жили. Другое дело – на сколько мы используем его возможности, какой процент информации пропускаем?
НАУЧНЫЙ
Традиционная нейроинформатика подходит к созданию нейросетей основываясь на принципе, который говорит о том, что чем сложнее задача, тем более крупные нейронные сети или их конгломераты нужно использовать. Однако это не всегда верно. Использование в качестве базового элемента современных искусственных нейросетей формального нейрона приводит к тому, что за счёт полной абстракции от сложного биологического нейрона возникают технические ограничения на возможности таких нейросетей. Но и использование бионического нейрона, сделанного максимально близко к биологическому, так же не представляется возможным ввиду его многоструктурной сложности. Таким образом, возникает необходимость поиска универсальной нейробионической парадигмы, направленной на анализ механизмов, закономерностей и принципов, предназначенных для создания и работы новой базовой основы нейрокомпьютеров, сочетающей в себе простоту проектирования классических нейросетей и базовую сложность и многофункциональность бионических нейронов.
ОФИЦИАЛЬНО_ ДЕЛОВОЙ стиль
Докладная записка.
Довожу до вашего сведения, что названный ученик не использует возможности своего головного мозга для решения домашних заданий принять соответствующие меры.
Последнее на всякий случай.
Русский язык считается одним из самых сложных и богатых языков в мире. Он имеет длительную историю своего развития. Впрочем, как и сама Россия.
Связь языка с обществом проявляется еще и в том, что все величайшие писатели, поэты, общественные деятели нашей страны вошли также и в историю русского языка. Ведь именно они ему развиваться, внося туда изменения, преобразуя его. Без труда можно назвать целый ряд таких имен. Это и М.В. Ломоносов с его теорией о «трех штилях». Это и Н.М. Карамзин с его учением об изящной «салонной» речи. Это, конечно же, и А.С. Пушкин, внесший большие изменения в русский литературный язык 19 века. Да и вообще все талантливые российские писатели и поэты влияли на русский язык через свои творения.
Важно, что язык – это не беспорядочный набор букв и слов. Он представляет собой систему, начиная со звуков и заканчивая сложными предложениями и целыми текстами. Только в фонетике русского языка существует несколько делений звуков: звонкие, глухие, сонорные, только звонкие и только глухие, мягкие и твердые, только мягкие и только твердые звуки. Кроме того, есть еще и буквы, которые не обозначают никаких звуков (например, мягкий и твердый знаки), а также буквы, обозначающие сразу несколько звуков в определенных позициях (гласные Е, Ё, Ю, Я).
Огромное богатство таит в себе лексика русского языка. В ней существует множество слов для обозначения не только чувств или действий, но даже и для их оттенков. В русском языке существует огромные ряды синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Только русский человек может смотреть своей возлюбленной в глаза, восхищаться очами богини, плевать в зенки соседу и грозиться выколоть моргалы врагу.
Словарный запас русского языка настолько развился, что содержит в себе очень много ответвлений. Это профессиональные, молодежные жаргоны; разнообразные тайные языки (например, язык преступного мира) и так далее. Все они общению различных человеческих групп, служат для их взаимопонимания.
В современном мире мы разговариваем и пишем с языка. Следовательно, у нас есть устный и письменный язык. Письменный, или литературный, язык един для всех. А устных языков великое множество. И не всегда русские люди могут легко понять друг друга.
Так, например, жители деревень и маленьких городов (особенно пожилые) пользуются словами и выражениями, малознакомыми или вовсе незнакомыми жителям мегаполисов. И наоборот.
Это происходит потому, что в русском языке существуют диалекты, слова, выражения и особенности произношения, которые присущи только жителям какой-то одной местности. Известно, что на юге России змею называют «козюлей», избу «хатой». Прекрасный пример диалектных слов дал нам С. Есенин в своем стихотворении «В хате»:
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Только в этом четверостишии мы находим два диалектных слова (драченами, дежка) и два слова, связанных с обозначением деревенского быта (точеные печурки, паз). Остальные строфы этого стихотворения также пестрят яркими диалектными словами.
Благодаря всему этому русский язык является одним из самых сложных для изучения. Об этом говорят все иностранцы, желающие освоить наш язык. Им трудно объять всю лексику русского языка, освоить тонкости грамматического строя, научится правильно выстраивать предложения. Но, тем не менее, количество иностранцев, изучающих наш язык, не уменьшается. Это во многом связано с нашей великой классической литературой. Жители других стран стремятся прочитать произведения Пушкина, Толстого, Достоевского на языке оригинала. И это тоже одно из доказательств коммуникативной функции языка.
Родной язык – это часть национальной культуры и очень важная часть каждого человека. Бесспорно, свой родной язык нужно знать и беречь. Это также важно, как знать и уважать языки других народов:
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.
И. Бунин. Слово.