2.Работа с тексом.
Выполните лингвостилистический анализ текста по предложенному плану:
1. Определите тему текста и основную идею автора.
2. Определите стиль текста, аргументируйте свой ответ.
3. Определите тип текста, аргументируйте свой ответ.
4. Укажите строение текста: зачин, срединную часть, концовку.
5. Назовите языковые средства выразительности, приведите примеры из текста.
6. Синтаксический строй связи предложений в тексте, преобладание сложных или предложений и др.).
Честь истинная и ложная
Зачин)Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать не некоторые различия между совестью и честью.
Средняя часть)Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком
преувеличенной. Но представления о чести бывают совершенно ложными, эти ложные представления наносят колоссальный ущерб государству. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему
обществу явление, как понятие дворянской чести, «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри его уже не бьется совестливое сердце.
Концовка)«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее»). Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много. Честь истинная – всегда в соответствии с совестью.
Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.
После Ч, Щ гласная Я не пишется. Правило: ЧА - ЩА пиши с буквой А.
После Ч, Щ гласная Ю не пишется. Правило: ЧУ - ЩУ пиши с буквой У.
После Ц гласная Ы не пишется в начале и середине слова. Исключение: В словах ЦЫГАН НА ЦЫПОЧКАХ ЦЫПЛЁНКУ ЦЫКНУЛ ЦЫЦ пишется гласная Ы. В остальных случаях пишется гласная И. Например: ЦИРК, ЦИРКУЛЬ . В окончаниях существительных, оканчивающихся на Ц во множественном числе пишется Ы. Например: пальЦЫ, молодЦЫ.
1. Отметь предложения, в которых на месте пропуска необ-
ходимо поставить двоеточие,
б) У rербариев только два Bpara: сырость и нe
брежное с ними обращение.
r) В парке росли хвойные деревья, как-то сосна,
ель, пихта.
Измени и друrие предложения так, чтобы в них необхо-
ДИМо было поставить двоеточие. Запиши эти предложе-
ния,
а) Мне чудятся : шумные пиры, ратный стан,
схватки боевые.
в) Всё было в холодной тени: сад, степь, двор.
2. Укажи предложения, в которых необходимо на месте
пропуска поставить тире. rрафически объясни постанов-
ку.
а) Лавки, стол, рукомойник на веревочке, широкий
шесток, уставленный rоршками, - все было как
в обыкновенной избе. (А.С Пушкин) (обобщающее слово)
в) Не пересекал дорожную тропу ни один след - ни
лыжный, ни пеший. (тут сомнения)
д) Все BOKpyr: кустарник, цветочные клумбы, ДО'
рожки в парке было покрыто недавно выпав.
шим cHeroM