2. Распределите на 2 группы
Метафора Сравнение
слова:
тучи комаров, зеркало льда, бронза волос, лёд как зеркало, иней будто серебро, хвост очереди, наш двор как сад, лавина жалоб, глаза словно небо,
3.Найдите в тексте эпитеты. Выделите их цветом.
Рыхлые облака плывут в вышине, цепляясь за скалы, и синие тени их скользят по ледникам и ущельям. Там из тысяч ручейков зарождается буйная речка, что стремительно мчится по долине.
4.Прочитайте фрагменты стихотворений, найдите и подчеркните в них метафоры.
1. Краской выкрашена крыша,
Есть крылечко для певцов…
В синем небе щебет слышен
К нам летит семья скворцов. (А. Барто)
2. Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. (Ф. Тютчев)
5.Определите, какое средство выразительности использовано в каждом предложении.
Подсказка
А на кочках под осинами,
Солнца празднуя восход,
С причитаньями старинными
Водят зайцы хоровод. (Н. Заболоцкий)
Загорелась зорька красная
В небе тёмно-голубом. (С. Есенин)
Уплывала лебедь белая
По ту сторону раздольную,
Где к затону молчаливому
Прилегла трава шелковая. (С. Есенин)
6.Найдите в тексте средства выразительности (метафоры, олицетворения, эпитеты) и подчеркните их.
В уставшем от зимней тягости лесу, когда ещё не распустились почки, когда горестные пни зимней порубки ещё не дали поросль, но уже плачут, когда мёртвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви ещё не шелестят, а лишь потихоньку трогают друг друга, – неожиданно донёсся запах подснежника! (Г. Троепольский)
7.Выделите цветом сочетания, в которых слово «выйти» употреблено в прямом значении.
Выйти из дома, выйти на воздух, выйти из автобуса, выйти из игры, выйти погулять, выйти из затруднительного положения, выйти в отставку, вышла неприятность, выйти из головы, выйти из моды, выйти из себя, выйти через чёрный ход.
8.Определите, какие средства выразительности использовал М. Ю. Лермонтов. Вставьте нужные термины на месте пропусков.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
метафора олицетворение гипербола сравнение
Нам часто приходится слышать, что мы читаем не так много, как наши родители, бабушки и дедушки в нашем возрасте. Наверное, это так. Я и мои сверстники все больше проводим время в Интернете. В нем масса интересных вещей. А еще там собранно практически все то, что когда-то кем-то было написано или сказано. Но если хорошенько подумать: откуда все там взялось? Как появилось? Безграмотный, ничего не знающий человек, не смог бы все это придумать, составить. Такое возможно лишь в том случае, если он сам много читал, учил, узнавал. А основательные знания можно получить только из книг. Не зря ведь говорят: «Книга – самый мудрый учитель».
Я даже не могу вспомнить, когда произошло мое знакомство с книгой. Наверняка тогда, когда моими единственными словами были только «мама» и «папа». Мне, как и всем детям читали сказки: «Колобок», «Репка», «Курочка ряба», «Гуси-лебеди». И мне это нравилось! Всем детям нравится, когда им читают.
Сейчас каждый из нас сам выбирает, что ему читать – не нужно дожидаться, когда освободятся родители. А это значит, что в любую минуту можно нырнуть в совершенно иное измерение. Просто берешь, открываешь книгу – и ты уже там! Есть хорошее выражение: «Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт». И не важно, сделана она по старинке – из бумаги или её странички светятся с монитора компьютера. Главное, что с ней перед тобой открывается маленькое окошко в большой мир. Хорошая книга, как верный друг, который дарит тебе знания. Причем делают это по-доброму и не навязчиво.
Вот, например, учебники – старшие приятели. Поэзия Пушкина или Некрасова – друзья-романтики. Книги Анатолия Рыбакова – друзья-герои, свято верящие в справедливость. Фантастические повести Кира Булычева – друзья-исследователи, для которых дружба дороже всех приключений…
Любая книга – новый друг со своим характером, взглядом на жизнь. Думаю, чем больше хороших друзей, тем лучше. Мне с ними интересно.