2. Синтаксический анализ
Прочитайте текст. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из
предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
(1)На обрыве влажный ветер налетал и валил с ног. (2)Но всё же нам хотелось насытиться его мягкой, до
глубины души проникающей свежестью. (3)Потом, скользя по мокрым глинистым тропинкам и остаткам деревянных
лестниц, мы стали спускаться вниз, к сверкающему пеной прибою. (4)Волны с шумом набегали на скалы. (5)Ступив
на гравий, мы тотчас же отскочили в сторону от волны, с грохотом разбившейся о камни в блестящие брызги.
1) ветер налетал (предложение 1)
2) нам хотелось насытиться (предложение 2)
3) мы стали спускаться (предложение 3)
4) волны набегали (предложение 4)
5) мы отскочили в сторону (предложение 5)
3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые.
Начнём с того (1) что большинство современных русских имён образовано от имён святых (2) входящих в
церковные календари (3) где они записаны в церковной форме (4) однако (5) в русском обиходе развились
гражданские формы этих имён (6) и (7) к примеру (8) церковной форме имени Татиана соответствует гражданская
Татьяна (9) церковной форме Дионисий (10) гражданская Денис.
4. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «земляной пласт», построенное на основе согласования,
синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания
выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ВОРОБЬИНЫЙ – буква Ь обозначает мягкость предыдущего согласного.
2) ЛИЦО – в суффиксах имён существительных после Ц под ударением пишется буква О.
3) ВЫПУЩЕННЫЙ – в суффиксе страдательного причастия времени, образованного от усечённой
основы глагола на -ИТЬ, пишется буква Е.
4) ЗАТОПЛЕНЫ – в кратком страдательном причастии времени пишется одна буква Н.
5) (глубоких) ЛУЖ – в форме родительного падежа множественного числа имён существительных 1 и 2 склонения
после шипящих не пишется буква Ь.
Непреодолимыми они оказались из-за того, что прискакал на вороном коне прекрасный Иван-царевич, который влюбился в Василису Премудрую. Он решил защищать Василису Премудрую от злого-презлого Змея Горыныча. Стали присматриваться друг к другу Иван-царевич и презлой Змей Горыныч, а на следующий день вышли в пребольшое поле и стали сражаться. Преодолел Иван-царевич злого-презлого Змея Горыныча и присел отдохнуть. А на следующий день приехал он к прекрасной Василисе Премудрой, и была у них пребольшая свадьба. А вокруг дружно прыгали прехорошенькие зайчатки, презабавные бельчата скакали по деревьям, все звери радовались, что Василиса Премудрая нашла своё счастье.
Приставки-сёстры При и Пре.
Король Язык им повелел
Творить со смыслом на земле.
Приставка При работать любит:
Пришить, приделать, приголубить,
Приклеить, присоединить…
Близко к чему-то хочет жить:
Приморский и прибрежный быт
Её к себе всегда манит.
Но любит и присесть, прилечь,
К себе внимание привлечь,
И действие не до конца свершить…
Приставке Пре такой не быть!
Она во всём уж очень-очень:
Прекрасна, преприятна…Впрочем,
Перечить любит всем на свете. И отличить, где Пре, где При
Так сложно детям в самом деле!
И чтобы правильно писать,
Преград нигде нам не встречать,
Приставки надо изучать!
Автор Умнова Виктория Михайловна