2. Составьте и разыграйте диалоги на различные коммуникативные ситуации с использованием этикетных формул приветствия, представления, прощания. Обсудите в группе, обратите на их мимику, жесты, интонацию, соблюдение этикетно-речевых правил. 1) Вы – студент 1 курса. Вам необходимо обратиться с : к ректору, декану, заведующему кафедрой, преподавателю, товарищу. 2) Вы – председатель студенческого профсоюзного комитета. К вам пришел: ваш друг, старый знакомый ваших родителей, незнакомый молодой человек(девушка), декан факультета. Примите их. 3) Вы – работник администрации. Вам необходимо по телефону попросить: а) ветерана Великой Отечественной войны принять участие в празднике; б) ученого из университета выступить на научно-практической конференции; в) преподавателя вуза выступить с лекцией перед работниками администрации. 4) Вы знакомитесь с журналистом, о работах которого достаточно осведомлены, но раньше лично не встречались.
3. Подготовьте небольшие выступления: цель которых убедить слушателей, что соблюдение правил речевого этикета создает престиж молодому человеку. Для аргументации используйте высказывания:
1) Манеры не пустяки, они плод благородной души и честности ума (А.Теннисон). 2) Воспитанность-единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие , нужно больше времени (Ф.Честерфилд). 3) Ничто не ценится так дорого и ничто не обходится нам так дешево, как вежливость (Сервантес).
4. Смоделируйте коммуникативную ситуацию «Позвольте представиться» на умение представить себя.
1 часть - 10 ответов на вопрос «Кто я?»; 2 часть – текст краткого представления себя для делового семинара; 3 часть – «путаница»; 4 часть – озвучивание 10 характеристик и угадывание их обладателя; 5 часть –озвучивание представлений, угадывание авторов и детальный разбор текстов. 3) Комплиментарный круг.
1.
сущ. глаг. прилагат. сущ.
Мы шли по сосновому лесу.
___ ___ - - - -
___
прилагат. сущ. глаг. прилагат. сущ.
Белый туман расстилается над тихими лугами.
- - - - - - -
2. Больший-меньший, узкий-широкий, острый-тупой.
3. Умен, груб, силен.
4. М.р.,ед.ч.,И.п.
Протянулся через дорогу и скрылся в густом ельнике заячий след.
М.р.,ед.ч.,И.п.
Тонкий лисий след вьётся вдоль дороги.
Шустрая белка махнула пушистым хвостиком и прыгнула на ёлку.
1. Железная лестница, королевская конница, звонкая песня, летняя веранда.
2. Старый ( м.р., ед. ч., И.п.) ослик, на верхней (ж.р., ед.ч., П.п.) полке, тёмной (ж.р., ед.ч., Т.п.) ночью, для первого (м.р., ед.ч., Р.п.) класса.
3. Летним (определение) днём мы пошли по сосновому (определение) лесу.
Белый (определение) туман расстилается над тихими (определение) лугами.
4. Большой - маленький, узкий - широкий, острый - тупой.
5. Грубый - груб (м.р., ед.ч.), седой - сед (м.р., ед.ч.), сильный - силён (м.р., ед.ч.).
6. Протянулся через дорогу и скрылся в густом ельнике заячий (определение, м.р, ед.ч., Им. п.) след. Тонкий лисий (определение, м.р, ед.ч., Им. п.) след вьётся вдоль дороги. Шустрая белка махнула пушистым хвостиком и прыгнула на ёлку.