2. Списать предложения. Определить синтаксическую роль числительного (подчеркнуть) Я увидел первый в своей жизни снег. Мама попросила купить в магазине восемнадцать конфет.
Бессмыслица <= смысл (приставочно-суффиксальный, приставка -бес- и суффикс -иц-) Пересвистываться <= пересвистывать (постфиксальный, постфикс -ся-) Снотворное <= сон + творить (сложение + суффиксация: соединительная гласная -о- и суффикс -н-) Глубокомысленно <= глубокомысленный (суффиксальный, суффикс -о-) Мокровато <= мокроватый (суффиксальный, суффикс -о-) Жестянка <= жестяной (суффиксальный, суффикс -к-) Лента <= лексико-семантический словообразования (распад слова «лента» на омонимы) Райфинотдел <= районный финансовый отдел (аббревиация, т. е. сложение) Зубочистка <= зубы + чистить (сложение + суффиксация: соединительная гласная -о- и суффикс -к-) Мороженое <= переход из одной части речи в другую (из причастия в существительное) Расправа <= расправляться (суффиксальный, при нулевого суффикса (графический он обозначается как зачёркнутый круг)) Отглагольный <= глагольный (приставочный, приставка -от-) РФ <= Российская Федерация (аббревиация, т. е. сложение) Вечнозелёный <= зелёный + вечно (слияние Кулак <= лексико-семантический словообразования (распад слова «кулак» на омонимы) Захлёбываться <= захлёбывать (постфиксальный, постфикс -ся-) Будущее <= переход из одной части речи в другу (из прилагательного в существительное) Пионер <= лексико-семантический словообразования (распад слова «пионер» на омонимы) Скоросшиватель <= скоро + сшивать (суффиксальный, суффикс -тель-) Гороно <= Городской отдел народного образования (аббревиация, т. е. сложение) Вывоз <= вывозить (суффиксальный, при нулевого суффикса (графический он обозначается как зачёркнутый круг)) Нагуляться <= нагулять (постфиксальный, постфикс -ся-) Бесприютный <= приютный (приставочный, приставка -бес-) Включение <= включать (суффиксальный, суффикс -ений-)
Как я уже говорила в предыдущем ответе на ваше задание, вместо знака препинания в бессоюзном предложении всегда можно подставить союз найти ответ. Пробуем здесь.
1) Дети стали большими (а значит) им надо серьезно учиться. 2) Вдруг потемнело (потому что) набежало на солнце туча. 3) Странный случай произошел (какой именно?) в дороге совершенно поиздержался. 4) Печален я (потому что) со мною друга нет.
Когда мы подставляем потому что, что это значит? Это значит, что вторая часть бессоюзного предложения раскрывает причину первого. Ставим двоеточие в предложениях под цифрами 2 и 4. Когда мы спрашиваем какой именно?, то что это, по сути? Пояснение первой части, верно? Мы даём простую детализацию первой части. Это тоже двоеточие. Очевидно, остаётся первый ответ, но разберём подробнее, почему тут тире. Чем можно заменить а значит? Словами следовательно, поэтому, не так ли? А что они все значат? Они значат, что вторая часть предложения — это вывод, следствие из первого. Именно поэтому мы ставим тире.
Пересвистываться <= пересвистывать (постфиксальный, постфикс -ся-)
Снотворное <= сон + творить (сложение + суффиксация: соединительная гласная -о- и суффикс -н-)
Глубокомысленно <= глубокомысленный (суффиксальный, суффикс -о-)
Мокровато <= мокроватый (суффиксальный, суффикс -о-)
Жестянка <= жестяной (суффиксальный, суффикс -к-)
Лента <= лексико-семантический словообразования (распад слова «лента» на омонимы)
Райфинотдел <= районный финансовый отдел (аббревиация, т. е. сложение)
Зубочистка <= зубы + чистить (сложение + суффиксация: соединительная гласная -о- и суффикс -к-)
Мороженое <= переход из одной части речи в другую (из причастия в существительное)
Расправа <= расправляться (суффиксальный, при нулевого суффикса (графический он обозначается как зачёркнутый круг))
Отглагольный <= глагольный (приставочный, приставка -от-)
РФ <= Российская Федерация (аббревиация, т. е. сложение)
Вечнозелёный <= зелёный + вечно (слияние
Кулак <= лексико-семантический словообразования (распад слова «кулак» на омонимы)
Захлёбываться <= захлёбывать (постфиксальный, постфикс -ся-)
Будущее <= переход из одной части речи в другу (из прилагательного в существительное)
Пионер <= лексико-семантический словообразования (распад слова «пионер» на омонимы)
Скоросшиватель <= скоро + сшивать (суффиксальный, суффикс -тель-)
Гороно <= Городской отдел народного образования (аббревиация, т. е. сложение)
Вывоз <= вывозить (суффиксальный, при нулевого суффикса (графический он обозначается как зачёркнутый круг))
Нагуляться <= нагулять (постфиксальный, постфикс -ся-)
Бесприютный <= приютный (приставочный, приставка -бес-)
Включение <= включать (суффиксальный, суффикс -ений-)
Как я уже говорила в предыдущем ответе на ваше задание, вместо знака препинания в бессоюзном предложении всегда можно подставить союз найти ответ. Пробуем здесь.
1) Дети стали большими (а значит) им надо серьезно учиться.
2) Вдруг потемнело (потому что) набежало на солнце туча.
3) Странный случай произошел (какой именно?) в дороге совершенно поиздержался.
4) Печален я (потому что) со мною друга нет.
Когда мы подставляем потому что, что это значит? Это значит, что вторая часть бессоюзного предложения раскрывает причину первого. Ставим двоеточие в предложениях под цифрами 2 и 4. Когда мы спрашиваем какой именно?, то что это, по сути? Пояснение первой части, верно? Мы даём простую детализацию первой части. Это тоже двоеточие. Очевидно, остаётся первый ответ, но разберём подробнее, почему тут тире. Чем можно заменить а значит? Словами следовательно, поэтому, не так ли? А что они все значат? Они значат, что вторая часть предложения — это вывод, следствие из первого. Именно поэтому мы ставим тире.
ответ: 1)