2.Укажите лексические и стилевые особенности текста. 3.Назовите тип речи и его признаки (тема, идея).
4.Найдите синтаксические средства, позволяющие отнести этот текст к публицистическому стилю
речи
ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ, ЗНАНИЕ
Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит,
что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные,
грустные, а порой и горестные картины. Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле
вместе с замечательным человеком — реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и
позабыл, когда уходил в отпуск, не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с
Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на
Бородинском поле благодарными потомками.
И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной
святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств — признательности герою, защитнику
национальной свободы России, признательности русских брату-грузину. А как расценить тех, кто
примерно тогда же намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте
гибели другого героя—Тучкова: «Довольно хранить остатки райского
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своем архитектурном облике
город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги; Захарова, Воронихина. По дороге с главного
ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Замечательно: первое большое
здание города несло печать выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии- стоял
близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему
руки реставраторов – и какой бы праздничной стала увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в
конце в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в
душе, когда это место проезжаешь. И — горько, потому что утрата любого памятника культуры
невосстановима: они ведь всегда индивидуальны, материальные приметы всегда
связаны с определенной эпохой, с конкретными мастерами.
«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он
истощается со все прогрессирующей скоростью. На земле остается все меньше места для
памятников культуры и не потому, что меньше становится земли. Всё дело в том, что к
патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать с самого раннего возраста.
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи
начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И еще – с
уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое – пусть и
непонятное тебе – родное слово.
Вот эти важнейшие человеческие качества и тебе открыть в своей душе история:
любовь, уважение, знание.
(Д.С.Лихачев.)