⬇️ 2 вариант Грамотность на Руси
(1)Теперь уже никто не считает сверхъестественным и необъяснимым тот факт, что с начала христианства и до монголо-татарского нашествия Киевская Русь была страной высокой и прекрасной письменной культуры. (2)Введение христианства и приобщение её к византийской книжности установило преемственность двух письменных культур. (3)Это сильно преумножило интерес восточных славян к книге и распространению письменности ещё на заре её цивилизации.
(4)Не без основания предполагают, что грамотность была у нас воспринята в течение самого короткого времени и беспрепятственно развивалась на первых порах. (5)Ничто не преграждало народу путь к грамоте, и наши прародители быстро овладели сравнительно высоким уровнем письма. (6)Это подтверждается сохранившимися надписями на деревянных предметах, например на прялках, на причудливых гребнях для расчёсывания льна, на неприхотливой глиняной посуде, на различных деревяшках, не пригодных для экспонирования.
(7)Наука недаром придаёт огромное значение изучению старинных предметов. (8)Без преувеличения можно сказать, что археологические находки превзошли все ожидания учёных, приоткрыв картины живой древности. (9)В небезызвестных раскопках под Новгородом, которые велись в продолжение десяти лет, были найдены сверхинтересные грамоты на бересте. (10)Это беспрецедентное открытие в археологии: в них запечатлена оригинальная предыстория русской книги.
По И. Голуб (169 слов.)
Задания
I вариант
В одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.
Среди предложений 5−6 найдите предложение с вводным словом. Укажите его номер.
Среди предложений 4−6 найдите сложносочиненное предложение. Укажите его номер.
Из предложения 4 выпишите все предлоги.
Из предложений 1–3 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Из предложений 4−6 выпишите обособленное определение.
Укажите образования слова недаром (предложение 7).
Выпишите словосочетание (предложение 7), построенное на основе примыкания.
Выпишите грамматические основы предложения 8.
II вариант
Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.
Среди предложений 1−4 найдите предложение с вводной конструкцией. Укажите его номер.
Среди предложений 7−10 найдите бессоюзное сложное предложение. Укажите его номер.
Из предложения 9 выпишите все предлоги.
Из предложений 4–6 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Из предложений 7−10 выпишите обособленное обстоятельство.
Укажите образования слова письменности (предложение 3).
Выпишите словосочетание (предложение 4), построенное на основе примыкания.
Выпишите грамматические основы предложения 5.
Сказуемое, подчёрк. 2 чертами: (что сделало?) пробежало.
Обстоятельство, подчёрк. пунктир-точкой: (где?) в ночи.
(Повест., невосклиц., распрост., двусост., простое). Схема: [—=.]
2. Подлежащее, подчёркивается 1 чертой: (кто?) некто.
Сказуемое, подчёрк. 2 чертами: (что сделал?) прислал.
Дополнение, подчёрк. пунктиром: (кому?) мне; (прислал что?) письмо.
(Повест., невосклиц., распрост., двусост., простое). Схема: [—=.]
3. Определение, подчёрк. волнистой линией: (какой?) этот.
Подлежащее, подчёркивается 1 чертой: (что?) день.
Сказуемое, подчёрк. 2 чертами: (что сделал?) разочаровал.
Дополнение, подчёрк. пунктиром: (кого?) всех.
(Повест., невосклиц., распрост., двусост., простое). Схема: [—=.]
4. Обстоятельство, подчёрк. пунктир-точкой: (когда?) скоро.
Сказуемое, подчёрк. 2 чертами: (что сделают?) прилетят.
Определение, подчёрк. волнистой линией: (какие?) другие.
Подлежащее, подчёркивается 1 чертой: (кто?) птицы.
(Повест., невосклиц., распрост., двусост., простое). Схема: [=—.]
5. Обстоятельство, подчёрк. пунктир-точкой: (когда?) в (следующий) раз; (как?) иначе.
Определение, подчёрк. волнистой линией: (в какой раз?) следующий.
Подлежащее, подчёркивается 1 чертой: (кто?) я.
Сказуемое, подчёрк. 2 чертами: (что сделаю?) поступлю.
(Повест., невосклиц., распрост., двусост., простое). Схема: [—=.]
|. Что-то — местоим.
Н.ф.- что-то.
||. Пост.- неопределённое.
Непост.- ед.ч., И.п.
|||. Что-то (подчёрк. 1 чертой).
|. Некто — местоим.
Н.ф.- некто.
||. Пост.- неопредел.
Непост.- ед.ч., И.п.
|||. Некто (подчёрк. 1 чертой).
|. Мне — местоим.
Н.ф.- я.
||. Пост.- личное, 1 л.
Непост.- ед.ч., Д.п.
|||. Мне (подчёрк. пунктиром).
|. Этот — местоим.
Н.ф.- это.
||. Пост.- указательное.
Непост.- ед.ч., И.п., м.р.
|||. Этот (подчёрк. волнистой линией).
|. Всех — местоим.
Н.ф.- весь.
||. Пост.- определ.
Непост.- мн.ч., В.п.
|||. Всех (подчёрк. пунктиром).
|. Я — местоим.
Н.ф.- я.
||. Пост.- личное, 1 л.
Непост.- ед.ч., И.п.
|||. Я (подчёрк. 1 чертой).
Я полностью согласна с мнением автора данного текста. Действительно, такая самоотверженная преданность своему делу вызывает глубокое уважение. Каждый человек всегда должен помнить об ответственности перед другими людьми, осознавать, что он кому-то нужен
Многие писатели затрагивали эту проблему в своих произведениях. Например, в рассказе А. П. Чехова «Попрыгунья» врач Дымов мальчика, заболевшего дифтеритом, через трубку высасывает у него дифтеритные пленки, сам заражается и умирает. Дымов помнил о своей ответственности перед больным мальчиком, поэтому не мог поступить иначе.
Вспомним произведение русского писателя, прозаика и драматурга, Максима Горького, «Старуха Изергиль». Меня поражает образ Данко. Он взял на себя ответственность за тех людей, которых повел за собой через лес с призывами победить тьму. Данко был предан своей идее, своему делу. Поэтому, даже несмотря на то, что люди обвиняли его, он преодолел негодование и во имя любви к людям разорвал грудь, достал свое горящее сердце и вывел людей из леса. Преданность своему делу - важное качество человека. Оно наполняет жизнь смыслом и дает ощущение значимости. Так считает автор прочитанного мной текста, так же считаю и я.