2. Вспомните, что мы называем текстом? - Заполните кластер, вспомнив признаки текста. (Они перечислены ниже)
1.Стилевое единство.
2.Основная мысль, идея, тема.
3.Использование средств связи.
4. Определенная последовательность предложений
-Вспомните, как могут связываться предложения в тексте, при чего?
Лексические средства: синонимы, антонимы, родовидовые слова.
Морфологические: местоимения, глаголы одного вида и времени.
2.Чтение теории с.108 (стр. могут не совпадать, №121, после него информация начинается со слов: « Союзы могут соединять предложения в тексте , а также смысловые части текста»).
Тренировочные упражнения. № 123 ( «Подскажи словечко») задание 3 после текстов.
3. Закрепление материала: №119. Письменно ответить на вопросы.
Сравнение как средство изобразительности. №128 , перед ним теория. № 128 по заданию. После него опять теория. №129 примеры, как может быть выражено сравнение.
4. Самостоятельная работа. Задание:
1.Определить тему и основную мысль текста, придумать заголовок.
2. Определить морфологические средства связи предложений в тексте.
3. Определить лексические средства связи предложений в тексте.
4. Вставить пропущенные буквы.
5. Найти средства выразительности (тропы), определить их роль. Каков образ автора?.
В м..розные дни солнце восходит б..гровое, в тяж..лом дыму. И в это утро подн..лось над Бережками такое солнце. На реке был слышен частый стук ломов. Тр..щали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. И никто сгоряч.. (не) заметил, что после полудня небо зат..нулось ни..кими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А когда заметили, что переем…нилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахл.. весной, навозом…
К.Г. Паустовский
Домашнее задание:
Вам необходимо из произведения, которое будем изучать на уроках литературы,М. Горький «Данко» выбрать понравившийся эпизод, отрывок (4-5 предложений).
Выписать в тетрадь. Указать средства связи ( заключив слова в овал) предложений и средства художественной выразительности (тропы). Вид тропов указать сверху над словом или словосочетанием.
вы-приставка, ход-корень, нулевое окончание;
флажок:
флаж-корень, ок-суффикс, нулевое окончание;
рассказ:
рас-приставка, сказ-корень, нулевое окончание;
подружка:
по-приставка, друж-корень, к-суффикс, а-окончание;
запись:
за-приставка, пись-корень, нулевое окончание;
цветок:
цвет-корень, ок-суффикс, нулевое окончание;
перевозка:
пере-приставка, воз-корень, к-суффикс, а-окончание;
лесник:
лес-корень, ник-суффикс, нулевое окончание;
перелёт:
пере-приставка, лёт-корень, нулевое окончание;
отгадка:
от-приставка, гад-корень, к-суффикс, а-окончание;
ключик:
ключ-корень, ик-суффикс, нулевое окончание.
Выход - корень ход, приставка вы, окончание нулевое, основа выход.
Подкова - корень ков, приставка под, окончание а, основа подков.
Водяной - корень вод, приставки нету, суффикс ян, окончание ой, основа водян.
Лесник - корень лес, приставки нету, суффиксы н и ик, окончание нулевое, основа лесник.
Берёзовый -корень берёз, приставки нету, суффикс ов, окончание ый, основа берёзов.
Волосок -корень волос, приставки нету, суффикс ок, окончания нету, основа волосок.
Поднос -корень нос, приставка под, суффикса нету, окончания нету, основа поднос.
Подставка-корень став, приставка под, суффикс к, окончание а, основа подставк.