2) Запишите следующие слова в три колонки: с разделительным «ъ», с разделительным «ь», без «ъ» и «ь».
В_едливый, из_явить, из_ять, бел_этаж, ад_ютант, н_юанс, девят_ю, зав_южить, интерв_юер, ос_миног, п_едестал, тепло_ёмкий, транс_европейский, трёх_ярусный, четырёх_этажный, пас_янс, ал_труист, ведёш_, гореч_, ералаш_, жеч_ся, замуж_, июн_ский, январ_ский, кулич_, мелоч_, настеж_, острич_, сплош_, тон_ше, явиш_ся, без_ядерный, вар_ирование, кабал_еро, в_явь, ин_екция, почтал_он, фел_етон, меж_языковой, раз_единённый, с_ёмочный, фельд_егерь, кан_он, ман_чжурский, зареч_е, об_ятия, кон_юнктивит, раз_езжать, вскач_, говориш_, вояж_, залеч_, любуеш_ся, мятеж_, назнач_, пейзаж_, проч_, нет стрельбищ_, свар_щик, бетон_щик, тягуч_, тянеш_ся, держиш_ся, отсроч_ка, отсроч_те, с_ешьте.
1. Эгль: Но перед ней был не кто иной, как путешествующий пешком Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок. Седые кудри складками выпадали из-под его соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, унизанный серебром блях, трость и сумка с новеньким никелевым замочком – выказывали горожанина. Его лицо, если можно назвать лицом нос, губы и глаза, выглядывавшие из бурно разросшейся лучистой бороды и пышных, свирепо взрогаченных вверх усов, казалось бы вялопрозрачным, если бы не глаза, серые, как песок, и блестящие, как чистая сталь, с взглядом смелым и сильным.
2. Ассоль: Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Ее темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой.
2) Почему по вашему мнению,в тексте использовано причастия и деепричастия? Какую роль они играют в тексте?
Причастия и деепричастия добавляют тексту выразительности: причастия делают описание более ярким и образным, а деепричастия добавляют дополнительные действия для более детального описания.
3) Выполните морфологический разбор любых 2-х причастий и деепричастий.
ПРИЧАСТИЙ:
Заправленная - часть речи причастие
I блуза (какая?) заправленная
II Н.ф. заправленный (и.п., ед.ч., м.р.)
Постоянные признаки: страдательный залог, совершенный вид время.
Непостоянные признаки: женский род (ж.р.), ед. число, именительный падеж.
III блуза (какая?) заправленная (подчеркнуть волнистой линией)
Забранные - часть речи причастие
I волосы (какие?) забранные
II Н.ф. забранный (и.п., ед.ч., м.р.)
Постоянные признаки: страдательный залог, совершенный вид время.
Непостоянные признаки: мн. число, именительный падеж.
III волосы (какие?) забранные (подчеркнуть волнистой линией)
ДЕЕПРИЧАСТИЯ:
Держа - часть речи деепричастие
I Сидит (что делая?) держа
II Н.ф. держать
Морфологические признаки: несовершенный вид, неизменяемая форма.
III Сидит (что делая?) держа (подчеркнуть _._._)
Улыбаясь - часть речи деепричастие
I Разглядывал (как?) улыбаясь
II Н.ф. улыбаться
Морфологические признаки: несовершенный вид, неизменяемая форма, возвратный.
III Разглядывал (как?) улыбаясь (подчеркнуть _._._)
1. Выделить причастные обороты ~~~ (выделены жирным шрифтом)
1) Это очень старинная вещь, подаренная мне ещё бабушкой. 2) Бабушка была пожилая ведьма, приехавшая в наши леса из Шотландии. 3) У неё был крючковатый нос и рыжие волосы, собранные в пучок. 4) Она вошла, отпустила двух леших, втащивших чемоданы в нашу сторожку, и принялась раздавать подарки. 5) Бабище-Ягище (моей старшей сестре) она подарила сапоги – скороходы, сшитые из крокодиловой кожи. 6) Вызывающий ветры и бури веер бабуся вручила моей второй сестре (Бабине-Ягине). 7) Угощающую всех скатерть-самобранку она привезла третьей сестре (Бабуле - Ягуле). 8) Зеркальце, превращающееся в озеро, бабушка подарила нашей маленькой Бабёшке-Ягёшке. 9) Младший братик (Бабунек – Ягунек) получил карту отыскивать клады. 10) Наш милый дедушка (Баб-Ёг), получивший в подарок валенки-танцеваленки, отплясывал на кухне гопака. 11) Ну, а клубочек, указывающий дорогу, бабушка подарила мне.
2. Выписать и сделать полный синтаксический разбор 1-ого предложения:
1) Это очень старинная (=) вещь, |подаренная мне ещё бабушкой (~)|.
Повествовательное, невосклицательное, простое, осложнено причастным оборотом, двухсоставное, распространённое, полное.
Схема: [ = --, |~| ].
3. Выпишите номер предложения, в котором причастный оборот стоит перед определяемым словом. Составьте его схему.
6) Вызывающий ветры и бури веер бабуся вручила (=) моей второй сестре (Бабине-Ягине).
Схема: [ |~| -- = ].
7) Угощающую всех скатерть-самобранку она привезла (=) третьей сестре (Бабуле - Ягуле).
Схема: [ |~| -- = ].
4. Из первого абзаца выпишите все причастия:
1) Подаренная;
2) Приехавшая;
3) Собранные.
5. Попробуйте продолжить текст, используя причастия.
12) Бабушка, получившая и от нас подарок, осталась очень довольна.
13) Мы подарили ей ковёр-самолёт, перелетающий по воздуху в любое место, чтобы она могла навещать нас как можно чаще.