240A. Спишите предложения, подчеркните грамматические осно- вы. Найдите сочинительные союзы, заключите их в овал. Надпишите
над Союзами их тип: C - соединительный, п — противительный, р —
разделительный.
п (= но)
1. Горячее солнце искало ветра, да ветра-то не было. (И. С. Тур-
генев) 2. Свежею водой умылась, празднично принарядилась и кра-
суется земля. (М. Жумабаев) 3. Эх! дороги... Пыль да туман, холода,
тревоги да степной бурьян. (Л. Ошанин) 4. То сочно-изумрудный, то
весь в кистях, то в шар свиваясь — в дым, куст саксаула здесь жи-
вет, казалось, трудно. (Б. Каирбеков) 5. Белый снег не белый,
а светлый. Нет, не светлый, а сияющий снег. (Б. Слуцкий) 6. Буря
мглою небо кроет, вихри снежные крутя; то, как зверь, она завоет,
то заплачет, как дитя. (А. С. Пушкин) 7. Береза расправила плечи и
солнышка ждет. (М. Шаханов) 8. Зимой солнце светит, да не греет.
(Пословица) 9. Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь,
нагнувшись, под метелью белой? Или что увидел, или что услышал?
(С. А. Есенин)
НенасТный ноябрь (ненастье)
извесТный писатель (известен, известие)
усТная речь (уста)
звёзДная дорога (звёзды)
чесТный человек (честь, честен)
грусТная девчонка (грусть)
капусТные листья (капуста)
болезнь серДца (сердечко)
лежать на соЛнце.
В таких случаях не надо вместо вопроса вставлять букву:
чудеСНый (чудеса, чудесен)
вкуСНая черника (вкус, вкусен)
воскреСНая поездка (воскресенье)Такие слова являются словарными:
(чудесный) празДник
бежать по лесТнице
чуВствовать холод
__
*Выделенные БУКВЫ (орфограмму) подчеркнуть одной чертой
Правило:
чтобы проверить непроизносимый согласный в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы непроизносимый согласный слышался отчётливо.
Учитель – это человек, который необходим всем и каждому. Без учителя не будет ни врача, ни инженера. Все профессии важны для нормального существования в цивилизованном мире. Но, если не будет учителей, то цивилизации придёт конец.
Быть учителем очень трудно. Необходимо обладать очень многими качествами: добротой, терпением, умом и любовью к детям. Хороший учитель будет любить не только свой предмет, но и учеников. Даже, если ребёнок не может решить задачу или написать сочинение, учитель всё равно найдёт в ученике что-то хорошее и неповторимое, и будет любить его.
Ребята в школе проводят большую часть дня. Родители видят своих детей утром и вечером. Учитель же находится рядом с ребёнком весь день, и не только учит его, но и воспитывает.