25.02. Повторение темы «Обособленные члены предложения»
Задание!
Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Графически выделите обособленные члены предложения (по; до).
Весенний вечер
1)Чисто?вымете..ая и ещё сырая от недавно ста..вшего снега улица была пусты..а, но красива выдержа..ой (не)много тяжёлой красотой. 2)Большие белые дома с лепными украшениями по карнизам и в простенках между окнами окраше..ые в тонко?розоватый оттенок весе..ими лучами заходящего солнца смотрели на свет божий сосредоточе..о и важно. 3)Ста..вший снег смыл с них пыль и они стояли почти (в)плотную друг к другу такими чистыми свежими сытыми. 4)И небо с..яло над ними так(же) солидно светло и довольно.
5)Павел шёл и чувствуя себя в полной гармонии с окружающим лениво думал о том как хорошо можно жить если не требовать от жизни многого и как самонадея..ы и глупы те люди которые обладая грошами требуют себе от жизни на рубли.
6)Думая так он не заметил как вышел на набережную улицы. 7)Перед ним внизу стояло целое море воды холодно блестевшее в лучах солнца далеко на горизонте медле..о опускавшегося в него. 8)Река как и отражё..ое в ней небо была торжестве..о покойна. 9)Н.. волн н.. частой сети ряби (не)видно было на её полирова..о?холодной поверхности. 10)Широко размахнувшись она точно утомлё..ая этим размахом покойно уснула. 11)А на ней томно таяла пурпурно?золотая бархатная полоса лучей заката. 12)Далеко уже окута…ая сизой дымкой вечера виднелась узкая лента земли отделяя воду от неба безоблачного и пусты…ого как и накрытая им река. 13)Хорошо бы было плыть свободной птицей между ними мощно рассекая крылом синий свежий воздух! (М. Горький).
Дополнительные задания
1. Подчеркните грамматические основы предложения 5, составьте схему, дайте характеристику.
2. Укажите морфологическую характеристику слов: как (предложение 6), точно (предложение 10), её (предложение 9).
3. Из предложений 1-4 выпишите слова с Н или НН в суффиксе, укажите часть речи и графически объясните правописание.
4. Из предложений 11-13 выпишите слова с безударной гласной в корне, подберите проверочные.
5. Объясните правописание суффиксов в словах: ста..вший (предложение 3) и выдерж..ой (предложение 1).
6. Объясните правописание так(же) в предложении 4.
7. Укажите номера ССП.
8. Укажите номер или номера предложений, в которых есть и обособленное обстоятельство, и обособленное определение.
Деревенский сад никто не охранял, жил он вольно. Чёрная от дождей и времени деревянная(2) ограда обрушилась, и ежевика причудливо оплела её. Здесь бесконечно что-то шуршит, и этот странный шорох наводит(3) страх даже на местных котов. Некоторые яблони в саду погибли от морозов или от старости. А живые яблони Катя знала и всегда называла по имени.
В саду подрастали небольшие яблоньки. Плодов на них ещё не было. А вот на больших деревьях яблоки были. Их несмелый и диковатый румянец отсвечивал зеленью. Девочка попробовала одно яблоко, сморщилась от горечи и выбросила его в траву. На одну из яблонь опустилась стая светлогрудых дроздов. Дерево пело что-то и щебетало. (4)