251A. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, вставляя
пропущенные буквы. Назовите условные союзы. К чему относится прида-
точная часть? Составьте схему пятого предложения.
1. Если вы ещ... не разучились пользова...ся обыкнове...ым теле-
фоном то звонок через сеть интернет с телефо...ого а...арата
не вызов...т затруднений. 2. Коль уме...шь слушать правду научись и
говорить ее. (Н.Крашевский) 3. Если к...мпьютер оснащ...нц...фровой
виде...камерой то ваш рисунок сразу появи...ся на экране. 4. Пакет
новостей можно разослать друзьям если те еще не получили их. 5. Если
можно быть уче...ым чужой уче...остью то мудрым можно быть лишь
собстве...ой мудростью. (М.Монтень) 6. Но сер...це к сер...ду речь не
пр... влечет коль не из сер...ца ваша речь теч...т. (И. В. Гёте) 7. Если
бы Чичиков встретил Плюшкина, так пр...наряже...ого, где-н...будь у
д...рковных дверей то, в...роятно, дал бы ему медный грош. (По
Н.В.Гоголю) 8. Когда к...рабль не повину...ся рулю то он повинуе...ся
подводным камням. (А. Франс)
ответ:Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. Графически обозначьте причастные и деепричастные обороты.
1. Снежинки падали на землю, /медленно кружась в воздухе/(ДО), и укрывали её пушистым ковром.
2. Солнце светило ярко,/ заливая комнату горячим светом/(ДО), и ,/словно зовя на простор/(ДО), пригревало всё сильнее с каждым часом.
3. Взошло солнце и, /озарив степь/(ДО), просыпающуюся с утра/(ПО), заиграло всеми цветами радуги на росистой траве,/ покрывавшей всё видимое глазом пространство/(ПО).
4. Всё спало, и только далёкий месяц не спал, / равнодушно заливая тронутую морозом землю своим светом/(ДО).
5. Осень,/ раздев лес/(ДО) и /сковав воду/(ДО), прикрывает землю снежным покрывалом.
6. Одни воробьи не горевали и,/ распушив пёрышки/(ДО), ещё яростнее прежнего чирикали.
(ПО) - причастный оборот.
(ДО) - деепричастный оборот.
Объяснение:
далекой стране Орфографии жило-было маленькое причастие. И было оно очень-очень любопытным. Какие слова ни встретит причастие, тот час же пристает с вопросами: кого? что?. И пугались таких вопросов слова, боялись они, что попадут от причастия в зависимость. И отмахивались они от вопросов причастия. И отделялись слова от него запятыми. И бегало за словами маленькое причастие. И предлагало оно словам дружить. И однажды сжалились слова над маленьким причастием. Подружились они с ним и составили причастный оборот. Весело стало причастию дружить и гулять вместе с зависимыми от него словами. И полюбили они играть в прятки. Стали они так в предложениях прятаться, что не каждый их и найдет. А найти их можно лишь с правила - орфограммы. Как посмотришь ты на предложение, где причастный оборот спрятался, то ищи сначала причастие. А найдешь причастие, ищи запятую, отделяющую его в причастном обороте от зависимых слов. А потом уж и вопрос ставь от причастия к зависимым словам. Если все это сделаешь правильно, то найдешь ты причастный оборот в предложении. И обрадуется тогда и само предложение, и причастный оборот, и зависимые слова. И станут они тогда твоими друзьями. И все диктанты тогда ты станешь писать как по волшебству без ошибок. Да-да! А кто не верит, тот пускай проверить