26 1. Спишите тексты, вставляя пропущенные буквы и раскры-
вая скобки. Объясните употребление в словах букв н— нн,
для чего обозначьте соответствующий суффикс и, если надо,
корень.
1) Горы в окрес, стностях з..лива Ольги (не)
высоки, но выр..жен, нны весьма резко и боль-
шею част(ъ, ью состоят из серого гранита, квар-
цевого порфира, песчан, нника, зелёной яш-
мы... В окрес(?)ностях найден, нно много же-
лезных, медных и серебро-св..нцовых руд.
2) (В)доль берега моря и пара(л, ллельно ему
тяну(тся, ться) рядами б..лота и дли(н, нные
озерки, отделё(н, нные друг от друга песча(н,
нными валами. Чем ближе к берегу моря, тем
валы эти св..жее и выр..же(н, нн)ы резче. По ним
грядами р..стут кустарниковая ольха с коротко-вол..систыми ветвя
ми и слегка опушён, нными листъ, ьями и берёзолистный таво-
ложник.
3) В тех местах, где деревья подвержен, нны вл..янию м..рских
ветров, они (низкорослы и имеют жалкий вид. Во всякой л..щинке,
которая защ..щен, нна от ветра, разв..вается растительность более
пышная, чем на склонах, обращён, нных к морю. (В. Арсеньев)
2. Выразительно прочитайте тексты и определите стиль и тип речи
каждого из них.
3. Объясните лексическое значение выделенных слов, проверьте
себя по толковому словарику учебника. С ресурсов
Интернета определите лексическое значение незна
слов, использованных в первом тексте. Какие из ни
терминами?
SIX BAM
ляются
20
Язык и речь. Правописание
Объясне.Укажите утверждение, соответствующее тексту: ( )
А) Без любви человек жить не может.
B) Сам человек и есть Родина.
C) Родина там, где ты родился.
D) Любовь к Родине нужно воспитывать.
E) Нет дома – нет Родины.
2.Слово мелкий в тексте употреблено в значении: ( )
А) Небольшой по величине. B) Малого достоинства.
C) Низменный, ничтожный.
D) Неглубокий.
E) Небольшой по глубине
3.Кратко сформулируйте основную мысль каждого абзаца. ( ) 4.Объяснить значение фразеологизмов : ( )
1) Кот наплакал.
2) С горем пополам.
3) Водить за нос.
5.Составить предложения с данными фразеологизмами на тему «Семейные ценности» (с каждым отдельно): ( )
1) Плечом к плечу.
2) Родиться под счастливой звездой.
3) Как за каменной стеной.
6. Образуйте простую сравнительную степень и простую превосходную степень прилагательного: Мелкий (2 бание:
1)Сам человек и есть Родина
2)Низменный, ничтожный
3 4 5и6 скоро отправлю
3.Кратко сформулируйте основную мысль каждого абзаца. ( )
1-ОМ АБЗАЦЕ ГОВОРИТСЯ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛЮБВИ
2-ОМ АБЗАЦЕ ГОВОРИТСЯ О РОДИНЕ
3-ЕМ АБЗАЦЕ ГОВОРИТСЯ О ПРЕДКОВ
4.Объяснить значение фразеологизмов
1) Кот наплакал малое количество чего-либо
2) С горем пополам ЕЛЕ КАК
3) Водить за нос ОБМАНЫВАТЬ
5.Составить предложения с данными фразеологизмами на тему «Семейные ценности» (с каждым отдельно)
1) Плечом к плечу. НАШИ ДЕДЫ СРАЖАЛИСЬ ПЛЕЧЕМ К ПЛЕЧУ
2) Родиться под счастливой звездой МОИ РОДИТЕЛИ САМЫЕ ДОБРЫЕ ЧТО Я СЛОВНО Родиться под счастливой звездой
3) Как за каменной стенОЙ КОГДА МОЙ ПАПА РЯДОМ Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ КАК ЗА КАМЕННОЙ СТЕНОЙ
6. Образуйте простую сравнительную степень и простую превосходную степень прилагательного: Мелкий (
мельче- мельчайший