268. 1. Прочитайте отрывок из очерка «Пакость». Какому жанру и стилю речи соответствует этот текст? Укажите их характерные признаки.
В тамбуре подъезда нашего дома вывернули лампочку. Вече- ром она ещё удивлённо и радостно сияла, а утром на стене чер- нел пустой патрон. Лампочку ввернул мой сосед. Со дня сотворения дома в там- буре нашего подъезда! лампочек не было. диво! Сияние! Кто-то ещё вечером скрипнул пророческим голосом: «Укра- дут!» Но мы не поверили брюзге, >> все живут «свои» люди, вежливые, смирные, всегда здороваются друг с другом. И всё-таки лампочку увели! У себя! В своём подъезде! Непос- тижимо3, правда? «А чего тут непостижимогоз, - возразят мне, да сплоц ь и рядом пакости творятся». Я знаю шофёра, который, завидев собаку на дороге, обяза- тельно старается её задавить. У самого у него есть собака лайка, ухоженная, умная. «У меня собака путная, а этих... Всех передавить надо!» Я ему толкую, что лишь фашистам свойственно определять, кто «путный», кто «непутный», кому жить, кому не жить. А он мне: «Слюнтяи вы все!.. Вот и позасо- рили жизнь-то». мы, значит, позасорили жизнь-то, а он, этакий новоявлен- ный добровольный санитар-моралист, её очищает. Согласно морали такого вот блюстителя чистоты и поряд- ка, стало быть, нужно вытирать ноги о коврик соседа жена дома сидит, не работает. Если приспичит тылку на чужой лестничной площадке, набросать окурков да у него разбить бу- ще и написать на стене что-нибудь выразительными словами доорую память собратьям и жильцам; коли старушка слаба и е движется по автобусу или трамваю, давнуть её молодецким плечом пусть сидит, не путается под ногами; коли нет дичи в лесу, не нашлось, не попалась, но зарядов полон патронташ и стрелять хочется перебить стаканы на телеграфных столбах. Продолжайте, продолжайте! Но пакостников по сравнению с порядочными людьми всё же не так много. Откуда же такое чувство, что мы порой опутаны ими? Не оттого ли что прими- рились с ними, опустили руки? Владимир Даль, опять же он, батюшка, давно и во все времена дающий нам точные ответы, называет пакость скверной, мерзостью, гадостью, злоумышле- нием? и советует: «Всякую пакостьк себе примени.. На пакость всякого станет... » Пакость чаще всего творится скрытно. Если бы её «засвети- ли», если бы видно сделалось, она, быть может, и прекрати- лась, ибо пакость, хотя и не всегда любит и часто не приемлет зрителя, всё же иногда и при зрителе происходит и для него де- лается. Если бы пакостить негде было, не рыхлилась бы для неё почва, нечем бы стало ей прикрываться, пришлось бы нам кон- чать с очень многими дурными наклонностями. (В. Астафьев)
2. Выпишите сложные предложения, распределяя их по группам: 1) сложносочинённые; 2) сложноподчинённые; 3) бессоюзные; 4) слож- ные с разными видами связи. Дайте по одной схеме на каждый вид. 3. Каково слова пакость? Проверьте себя по толковому словарику. В чём, по мнению автора, проявляется пакость??
Каждый из нас является неотъемлемой частью природы. Нам нравится наблюдать за первой капелью, предвещающей начало весны; за первым снегом, превращающим город в белую сказку; за осенним листопадом, устилающим землю золотым ковром. Однако все чаще мы забываем, что вся эта красота очень зависит от нас, от того, как мы к ней относимся. Ведь всего этого не будет, если люди не перестанут превращать нашу планету в большую мусорную свалку.
Да, мы ждем весны, но ведь весной тает снег, выставляя напоказ все то, что люди кидали в него, думая, что это не страшно, этого никто не увидит. Но мы видим. Это видят все, когда снег уже сошел, а первая зелень не в состоянии скрыть весь этот мусор. Мы должны относиться к окружающей природе, так, как относимся к собственному дому, но ведь дома мы не бросаем ненужные вещи на пол.
Важно беречь природу, ведь нам предстоит передать этот мир нашим детям, которые должны увидеть его таким, каким видим его мы. Для них мир должен быть чистым. В нем не должно быть мусорных пакетов, валяющихся вдоль дорог. Они не должны видеть пивных бутылок, стоящих на каждом углу. Наши дети должны учиться у нас сохранять этот мир, перенимая у нас полезную привычку – не мусорить. Если они этому научатся, то в свою очередь постараются передать уже их детям тот мир, который им показали мы.
Служебные слова – это предлоги, союзы и частицы.
Предлоги и союзы не изменяются, они важны для связи слов в предложении, а союзы, кроме того, нужны для связи частей сложных предложений. Служебные слова чаще всего маленькие, но это не значит, что они не важные: без них обойтись невозможно.
Попробуем не употреблять предлоги. Что получится? Вот что:
Потеряла телефон и ищу его сумке, столе, столе, столом – нигде нет.
Нельзя без предлогов! Никак нельзя! С ними лучше, понятнее:
Потеряла телефон и ищу его в сумке, в столе, на столе, под столом – нигде нет.
Гораздо лучше, правда? Хорошо, что есть предлоги.
А союзы? Может, без союзов обойдемся?
Я не сластёна, но очень люблю мороженое. Уберем союз но, что выйдет?
Бессмыслица: Я не сластёна, очень люблю мороженое. Никто не поймет что к чему. Так что союзы нам тоже необходимы.
А частицы? Частицы выполняют свою работу: они отрицают либо усиливают значение, подчеркивают, акцентируют смысл. Им тоже нет необходимости изменяться. Это они сами могут изменить смысл целого высказывания.
Для примера сравним: Я знаю, как изменяются русские слова. И: Я не знаю, как изменяются русские слова.
Ну как, оценили? Смысл изменился на прямо противоположный.