270. Прочитайте вслух бессоюзные сложные предложения, выразив с по- мощью интонации смысловые отношения между частями. Приведите к каждому
предложенио синонимичное сложносочиненное или сложноподчиненное пред
ложение, определите типы бессоюзных сложных предложений, Расставьте знаки
препинания в них, прокомментируйте их расстановку,
Образец. Человек стремится подняться вверх, вода стремится
течь вниз". (Пословица) (Бессоюзное сложное предложение со значением
противопоставления) — Человек стремится подняться вверх", а вода
стремится течь вниз". (Сложносочиненное предложение с противитель-
ным союзом)
1. Не всякий раз можно услышать пение бархана песок не любит де-
монстрировать свои “таланты”. 2. Но отчаянные и смекалистые туристы
находят разговорить пустыню от быстрого бега песок начинает
протяжно гудеть. 3. После дождя песок "молчалив" влага мешает ему из-
давать какие-либо звуки. 5. На этот счет у ученых есть еще одна версия
кварцевый песок некогда занес в степь ветер. 6. И тут есть чем гордиться
редко где встретишь поющий и непередвигающийся бархан. 7. Алматы
славится современной архитектурой Шымкент – своей динамичностью
Туркестан
мавзолеями. 8. Посмотрим с воздуха на казахстан он на-
помнит всемирную экспозицию работ лучших мастеров-пейзажистов,
кален абаев)
На экзамене выпускнику предстоит создать свой текст сочинения на основе прочитанного высказывания. Советуем никогда не начинать рецензию или эссе с местоименных фраз типа: “В этом тексте говорится...”, “Этот текст о...” Обдумайте зачин своей письменной работы, определив первоначально тему и основную идею авторского текста, Зачин — это первое предложение или первый абзац текста. Тип зачина зависит от жанра письменного или устного текста (например, зачин доклада и зачин эссе явно различаются), а также от намерений автора (целеустановки). Выделяются различные типы зачинов. Для такого жанра, как рецензия, характерен, например, зачин (вступление), в котором сообщаются сведения об авторе произведения, в нашем случае - об авторе предложенного текста. Например, рецензию на текст известного писателя и публициста ДГранина : “Даниил Гранин известен современному читателю как тончайший художник слова, писатель-гражданин. Его произведения заставляют задуматься над важнейшими общественно-политическими, философскими и нравственными проблемами. Интересны в этом смысле и публицистические очерки Гранина, собранные в книгу “Точка опоры”, где писатель размышляет о насущных проблемах современности...”.
Дети разом добегали до ручья и припадали к воде, раздвигая ( д. ) травы по сторонам . Пили, по- оленьи ( н. ) свесив( д. ) головы к воде, окуная( д. ) лица в булькающий( п. ) , ласково( н. ) щекочущий( п. ) поток . Эх, какое это было наслаждение !