283Б. Прочитайте часть текста, в которой автор характеризу- ет казахов. Найдите эпитеты, метафоры. С какой целью они ис-
пользуются? Прочитайте выделенные фрагменты. Назовите в них
антонимы. Как при антонимов Казыбек би противопо-
ставляет казахов врагам? Красноречива ли речь Казыбек би? Как
вы думаете, оказала ли она воздействие на слушавших? Можно
ли эту речь назвать ораторской? Почему? Назовите еще изо-
бразительно-выразительные средства, восклицательные пред-
ложения, которые воздействуют на слушателей. К какому стилю
речи относится текст? Какова его цель?
Вставьте пропущенные буквы:
Петров был двоечник и любил Сидорову. А Иванову - отличницу и соседку Сидоровой по парте - терпеть не мог. Причем эта любовь и ненависть зародились в его сердце одновременно.
Раньше-то жизнь (ЖИ/ШИ с И) Петрова текла беззаботно. Он мирно сидел (си́дя) за партой, разглядывал в окно воро́н (во́рон ⇒ ед.ч.), а при словах учителя "К доске пойдет" нырял под парту.
Однажды его умудрились всё же вызвать к доске (до́ску). Петров, По обыкновению, начал было что-то мямлить. Но вдруг, обведя (обвёл) глазами (глаз) класс в поисках подсказки, наткнулся на нежный взгляд Сидоровой и ... онемел.
Выпишите из текста выделенные слова и подберите к ним синонимы:
беззаботно → беспечно
нырял → прятался
мямлить → бормотать
нежный → ласковый
томная - определение, подчёркиваем волнистой линией, выражено прилагательным;
луна - подлежащее, подчёркиваем одной чертой (выражено существительным)
как - обстоятельство, подчёркиваем чёрточкой-точкой (выражено наречием)
пленная - определение, подчёркиваем волнистой линией(выражено прилагательным);
царевна - дополнение, подчёркиваем чёрточками (выражено существительным).
грустна, задумчива. бледна - сказуемые (однородные члены), подчёркиваем двумя чертами, выражено кратким прилагательным.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простоее, распространённое, с однородными членами.