29. прочитайте стихотворение вслух, подчеркивая его ритм. Обсудите, есть ли в этом тексте звуки и их сочетания которые создают особую выразительность текста. Я ветви яблонь приняла,
их жест дающий и смиренный,
почти к земле прикосновений
изгиб крыла.
Как будто солнечная сила
на миг свой огненный полёт
в земных корнях остановила,
застыв, как плод.
Сорви его, и он расскажет,
упав на смуглую ладонь,
какой в нём солнечный огонь,
какая в нём земная тяжесть
2)сопоставьте число производных и непроизводных слов в первом четверостишии. Есть ли в нём слова, которые вы встретили первый раз? Можно ли понять его смысл на основе связи с производящим словом?
3)определите часть речи выделенных слов и обозначьте в них все морфемы. Докажите, что только одно из них является непроизвольным.
4) найдите в первом и втором четверостишии два слова, образованные с нулевой суффиксацией или так называемый бессуффиксным Выполните их словообразовательный разбор.
5)выпишите из последнего четверостишия два слова, обозначающие признак предмета и образованные от существительных с суффикса н, выполните их морфемный разбор
6) достройте словообразовательную цепочку начало и конец который указаны
касаться->...->неприкосновенность
Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, его качество (хороший, большой, медный и др.). Имя прил. отвечает на вопросы: какой? чей? Имена прил. изменяются по родам, числам и падежам.
Имя числительное - самост. часть речи, называющая число, количество предметов при счёте или порядковый номер того или иного предмета. Имя числит. отвечает на вопросы: сколько? который? (какой?). Имена числит. изменяются по падежам. Количественные числит. изменяются по родам, а все порядковые числит. - по числам.
Глагол - самост. часть речи, обозначающая действие. Глагол отвечает на вопросы: что делать? что делает? что сделать? что сделает? Глагол изменяется по видам, лицам, числам, временам, спряжениям, наклонениям, переходности, в времени - по родам.
Местоимение - самост. часть речи, не называющая предмет, признак, количество, а только указывающая на него (себя, это, некто, всякий и др.) Личные мест. 1-го и 2-го лица изменяются по падежам, личные мест. 3-го лица изменяются по родам, числам и падежам, вопросительные и относительные мест. изменяются только по падежам.
1. Огромная дюна, СТОЯЩАЯ ПЕРЕД НАМИ, была неподвижна и мертва. 2. Но вдруг легким облачком закурился на ней летучий песок, ПОДХВАТЫВАЕМЫЙ СТРУЁЙ ГОРЯЧЕГО ЮГО-ВОСТОЧНОГО ВЕТРА,
3.В воздухе послышался рёв, ЗАХВАТЫВАЮЩИЙ ВСЕ ВОКРУГ, НЕСУЩИЙСЯ ОТОВСЮДУ.
4. В раскаленной атмосфере проносились УВЕЛИЧИВАЮЩИЕСЯ порывы горячего ветра.
Упражнение 4.
1. Косые лучи солнца, СКЛОНЯЮЩЕГОСЯ К ЗАКАТУ, почти не погружаются в воду.
2. Волны будит легкий ветер, СПУСКАЮЩИЙСЯ В МОРЕ С СОСЕДНЕГО БЕРЕГА.
3. Путники, ПЕРЕПЛЫВАВШИЕ НА ПЛОТУ ТИХИЙ ОКЕАН, наблюдали по ночам большие светящиеся шары.
4. Легким облачком закружился летучий песок, ПОДХВАТЫВАЕМЫЙ СТРУЁЙ ГОРЯЧЕГО ЮГО-ВОСТОЧНОГО ВЕТРА.
5. В воздухе послышался рёв, ЗАХВАТЫВАЮЩИЙ ВСЕ ОКРУЖАЮЩЕЕ, НЕСУЩИЙСЯ ОТОВСЮДУ.