Но в России во все времена находились люди, верные долгу и чести. Для этих людей дом – это не просто стены, а место, где хранятся традиции, где никогда не исчезает духовное начало, символом которого всегда остаются книжные шкафы, наполненные книгами. И как в начале романа, в его эпилоге, глядя на яркие звезды в морозном небе, автор заставляет читателей думать о вечности, о жизни будущих поколений, об ответственности перед историей, друг перед другом: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле
Как в начале романа, так и в его эпилоге автор заставляет нас думать о вечности, о жизни будущих поколений, об ответственности людей пе¬ред историей, друг перед другом.
«Сны играют для меня исключительную роль»,- писал М. Булгаков. В романе сны построены искусственно. Прямых реальных черт они не отображают. Особая атмосфера, созданная на страницах произведения, позволяет писателю сюжетно войти в художественный мир романа, «вести повествование.. в кругозоре непосредственного участника событий», что было несомненным новаторством. Особенно много снов в финале романа. Елене писатель посылает пророческий сон о судьбе ее родных. В композиции романа этот сон играет роль своеобразного эпилога и переходит в прямое обращение автора к человечеству. «Финал «Белой гвардии», - пишет исследователь, - заставляет вспомнить «звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас» И.Канта и навеянные им рассуждения князя Андрея Болконского в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого. Звезды сияют в начале романа, «звезда пастушеская Венера», покровительница любви, и «красный, дрожащий Марс», который издавна считали символом войны. Звездное небо то зримо, то скрыто, но всегда – над страданиями и радостями наших героев, надо всем и надо всеми: «Все пройдет… а вот звезды останутся…».
Но в России во все времена находились люди, верные долгу и чести. Для этих людей дом – это не просто стены, а место, где хранятся традиции, где никогда не исчезает духовное начало, символом которого всегда остаются книжные шкафы, наполненные книгами. И как в начале романа, в его эпилоге, глядя на яркие звезды в морозном небе, автор заставляет читателей думать о вечности, о жизни будущих поколений, об ответственности перед историей, друг перед другом: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле
Как в начале романа, так и в его эпилоге автор заставляет нас думать о вечности, о жизни будущих поколений, об ответственности людей пе¬ред историей, друг перед другом.
«Сны играют для меня исключительную роль»,- писал М. Булгаков. В романе сны построены искусственно. Прямых реальных черт они не отображают. Особая атмосфера, созданная на страницах произведения, позволяет писателю сюжетно войти в художественный мир романа, «вести повествование.. в кругозоре непосредственного участника событий», что было несомненным новаторством. Особенно много снов в финале романа. Елене писатель посылает пророческий сон о судьбе ее родных. В композиции романа этот сон играет роль своеобразного эпилога и переходит в прямое обращение автора к человечеству. «Финал «Белой гвардии», - пишет исследователь, - заставляет вспомнить «звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас» И.Канта и навеянные им рассуждения князя Андрея Болконского в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого. Звезды сияют в начале романа, «звезда пастушеская Венера», покровительница любви, и «красный, дрожащий Марс», который издавна считали символом войны. Звездное небо то зримо, то скрыто, но всегда – над страданиями и радостями наших героев, надо всем и надо всеми: «Все пройдет… а вот звезды останутся…».