3. 1. Составьте «тонкие» вопросы и ответьте на «толстые» вопросы. «Тонкие» вопросы
Толстые вопросы
Почему он оказался в трудной ситуации?
В чём заключалась трудность положения?
Что предпринял лётчик, чтобы выйти из этих
«клещей»?
Что лётчику жизнь при крушении
самолёта?
2. Озаглавьте отрывок.
3. Объясните, почему автор взял слово «клещи» в кавычки.
4. Нарисуйте этот эпизод: советский военный самолёт в окружении немец-
ких. Сколько их было и как они располагались?
5. Как вы думаете, почему А. Мересьев очень не хотел попасть в плен. Он
понимал, что рискует жизнью, когда стал отрываться от немецких ис-
требителей?
6. Запишите ключевые слова отрывка и, используя их, перескажите текст.
1) подчеркнуть как члены предложения и написать часть речи слова:
Только-- какая-то частица, в кружок её
вымолвить успела -- сдвоенное или как его там сказуемое, глагол
дверь -- подлежащее, существительное
тихонько -- обстоятельство, наречие
заскрипела --сказуемое, глагол
И -- союз, в кружок его
в -- предлог, в треугольничек его!
в светлицу -- обстоятельство, существительное
входит -- сказуемое, глагол
царь -- подлежащие, существительное
стороны -- дополнение, существительное
той -- определение, местоимение
государь -- сказуемое, сущ. (знатоки, это не подлежащие, ведь правда?)
2) Признаки предложения: повествовательное, невосклицательное, союзное, сложное
а) вымолвить успела -- односоставное, нераспр.
б) дверь заскрипела -- двусоставное, распр.
в) входит царь -- двусоставное, распр.
или
в) входит царь -- государь --двусоставное, распр
3) Схема предложения: предложение из трех частей -- рисуй три прямоугольничка и номеруй.
В первом только сказуемое, во втором подлежащее и сказуемое, в третьем сказуемое, подлежащее, сказуемое или сказуемое и подлежащие
Упражнение 1.
1) Дождь, моросивший весь день, прекратился, облака понемногу рассеялись. 2) Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце. 3)Под сенью многовековых лип, посаженных бог знает когда, укрывались развалины массивного здания, напоминавшего торжественный мавзолей. 4) Суровое северное долго спавшее под снегом, проснулось под теплыми лучами весеннего солнца и зазеленело. 5) Развалины, едва различимые при свете звезд, встретили нас молчанием машин.
Упражнение 2.
1. Прочитав эту книгу, я понял, какой великий подвиг совершили люди, когда впервые пересекли Атлантический океан. 2.Катя, присев на подоконник, стала болтать ногами и рассказывать о том, как они на неделе ездили в Михайловское. 3.Училище Иван всё-таки закончил, но, не имея таланта к профессии учителя, работать в школу не пошел.4.Поставив в вазы искусственные цветы и разложив везде салфетки, Фенечка присела к столу, так как считала, что сделала уже все что нужно.
Упражнение 3.
1.Казак мой, вопреки приказанию, спал крепким сном. 2.Савельич, согласно с мнением ямщика, советовал воротиться. 3.Несмотря на обилие суеты в магазине и работы дома, я словно засыпал в тяжёлой скуке. 4.Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека, лежавшего на песке у моря. 5.Никто, исключая камердинера, не видел его ненапудренным. 6.Сверх красивой и приятной наружности, он обладал хорошими манерами.
Объяснение: