3) Представьте себе, что вам предложили принять участие в конкурсе на лучший школьный учебник. Составьте свой теоретический параграф, рассказывающий о частицах, используя схемы, таблицы, рисунки.
План параграфа: 1)Частица-часть речи 2)Общие свойства частиц 3)Разряды частиц
1)Части́ца — служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения, эмоциональные оттенки в предложении или служит для образования форм слова.
2) В классе частиц объединяются постоянные служебные (незнаменательные) слова, которые:
выражают самые разнообразные субъективно-модальные характеристики: побудительности, сослагательности, условности, желательности, а также оценки сообщения или отдельных его частей; участвуют в выражении цели сообщения (вопросительность), а также в выражении утверждения или отрицания; характеризуют действие или состояние по его протеканию во времени, по полноте или неполноте, результативности или нерезультативности его осуществления. Перечисленные функции частиц группируются:
в функции формообразования в функции разнообразных коммуникативных характеристик сообщения. Общим для всех этих функций является то, что во всех случаях в них присутствует
значение отношения, отношения (отнесенности) действия, состояния либо целого сообщения к действительности, отношения говорящего к сообщаемому, причем оба эти вида отношений очень часто совмещаются в значении одной частицы.
Характерной чертой многих частиц является то, что по своему строению и функциям они сближаются с наречиями, союзами или междометиями и не всегда могут быть им строго противопоставлены; во многих случаях частицы сближаются также с вводными словами.
Значением частицы как отдельного слова является то отношение, которое выражается ею в предложении.
3) В соответствии с вышеназванными функциями выделяются следующие основные разряды частиц:
формообразующие (сослагательные) частицы (пусть, пускай, давайте, да, давай, бы, б, бывало): образующие формы слов; образующие степени сравнения прилагательных и наречий; отрицательные частицы (не, нет, вовсе не, далеко не, отнюдь не, никак); частицы, характеризующие признак (действие или состояние) по его протеканию во времени, по полноте или неполноте, результативности или не результативности осуществления; модальные частицы: вопросительные частицы (ли, неужели, разве); указательные частицы (вот, вон); уточняющие частицы (именно, как раз, прямо, точь-в-точь); выделительные и ограничительные частицы (только, лишь, исключительно, почти что, единственно); восклицательные частицы (что за, как); усилительные частицы (даже, ни, же, ведь, уж, всё-таки, всё); смягчение требования -ка (подай-ка, налей-ка) -то (молоко-то сбежало); также в этих целях используется словоерс -с (наценка-с), происходящий от сокращённого обращения «сударь»; сомнение (вряд ли, едва ли); побудительные частицы (пусть, пускай, давай(те)). Существенно при этом, что модальные (оценочные, экспрессивные) значения в том или ином виде присутствуют и в частицах отрицательных, вопросительных, характеризующих действие по его протеканию или результативности в частицах-репликах.
1)Частица-часть речи
2)Общие свойства частиц
3)Разряды частиц
1)Части́ца — служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения, эмоциональные оттенки в предложении или служит для образования форм слова.
2) В классе частиц объединяются постоянные служебные (незнаменательные) слова, которые:
выражают самые разнообразные субъективно-модальные характеристики: побудительности, сослагательности, условности, желательности, а также оценки сообщения или отдельных его частей;
участвуют в выражении цели сообщения (вопросительность), а также в выражении утверждения или отрицания;
характеризуют действие или состояние по его протеканию во времени, по полноте или неполноте, результативности или нерезультативности его осуществления.
Перечисленные функции частиц группируются:
в функции формообразования
в функции разнообразных коммуникативных характеристик сообщения.
Общим для всех этих функций является то, что во всех случаях в них присутствует
значение отношения,
отношения (отнесенности) действия, состояния либо целого сообщения к действительности,
отношения говорящего к сообщаемому,
причем оба эти вида отношений очень часто совмещаются в значении одной частицы.
Характерной чертой многих частиц является то, что по своему строению и функциям они сближаются с наречиями, союзами или междометиями и не всегда могут быть им строго противопоставлены; во многих случаях частицы сближаются также с вводными словами.
Значением частицы как отдельного слова является то отношение, которое выражается ею в предложении.
3) В соответствии с вышеназванными функциями выделяются следующие основные разряды частиц:
формообразующие (сослагательные) частицы (пусть, пускай, давайте, да, давай, бы, б, бывало):
образующие формы слов;
образующие степени сравнения прилагательных и наречий;
отрицательные частицы (не, нет, вовсе не, далеко не, отнюдь не, никак);
частицы, характеризующие признак (действие или состояние) по его протеканию во времени, по полноте или неполноте, результативности или не результативности осуществления;
модальные частицы:
вопросительные частицы (ли, неужели, разве);
указательные частицы (вот, вон);
уточняющие частицы (именно, как раз, прямо, точь-в-точь);
выделительные и ограничительные частицы (только, лишь, исключительно, почти что, единственно);
восклицательные частицы (что за, как);
усилительные частицы (даже, ни, же, ведь, уж, всё-таки, всё);
смягчение требования -ка (подай-ка, налей-ка) -то (молоко-то сбежало); также в этих целях используется словоерс -с (наценка-с), происходящий от сокращённого обращения «сударь»;
сомнение (вряд ли, едва ли);
побудительные частицы (пусть, пускай, давай(те)).
Существенно при этом, что модальные (оценочные, экспрессивные) значения в том или ином виде присутствуют и в частицах отрицательных, вопросительных, характеризующих действие по его протеканию или результативности в частицах-репликах.
С ТЕБЯ КНОПОЧКА И ЛУЧШИЙ ОТВЕТ