3. Расставь слова согласно во Запиши предложения.
Акула, нравом, китовая,
отличается, миролюбивым.
какая? кто? что делает? каким? чем?
Ныряльщики, её,
отчаянные, гладят.
какие? кто? кого? что делают?
Рыба, медленно, плавает,
крупная.
какая? кто? что делает? как?
• Подчеркни в каждом предложе-
нии грамматическую основу.
• Назови, на какие во отвеча-
ют второстепенные члены предло-
жения.
Найди интересные факты об оби-
тателях морских глубин в спра-
вочниках или детских энциклопе-
диях. Расскажи одноклассникам.
Китовая акула (длина 12 м сделать до 1 00
1. Отметь предложения, в которых на месте пропуска необ-
ходимо поставить двоеточие,
б) У rербариев только два Bpara: сырость и нe
брежное с ними обращение.
r) В парке росли хвойные деревья, как-то сосна,
ель, пихта.
Измени и друrие предложения так, чтобы в них необхо-
ДИМо было поставить двоеточие. Запиши эти предложе-
ния,
а) Мне чудятся : шумные пиры, ратный стан,
схватки боевые.
в) Всё было в холодной тени: сад, степь, двор.
2. Укажи предложения, в которых необходимо на месте
пропуска поставить тире. rрафически объясни постанов-
ку.
а) Лавки, стол, рукомойник на веревочке, широкий
шесток, уставленный rоршками, - все было как
в обыкновенной избе. (А.С Пушкин) (обобщающее слово)
в) Не пересекал дорожную тропу ни один след - ни
лыжный, ни пеший. (тут сомнения)
д) Все BOKpyr: кустарник, цветочные клумбы, ДО'
рожки в парке было покрыто недавно выпав.
шим cHeroM
музыка и рассказ о театре, и говор празднично одетой толпы опьянили клима. отдельные произведения, выполненные в технике акварели и туши, могут относиться как к живописи, так и к графике. в сизом воздухе стояли над лесом облака и тлели слабым светом. шел клочьями снег и уже засыпал и крышу сарая, и деревья, и подъезд. мужество необходимо как для отважных поступков, так и для мышления. светлый пронизанный солнцем дождь летел и шумел. я ждал если не рассказа, то хотя бы одобрительного слова. огромное лениво вздыхающее у берега море будто спало. мне чудятся то шумные пиры, то ратный стан, то схватки боевые. о его намерениях никто никогда ни за что не мог бы догадаться. море бунтует и клокочет, и свищет, и ревет. однажды лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись. девушку охватила если и не досада, то явное недовольство собой. борис перестал бывать у элен, ежедневно получал от нее укоризненные записки и всё-таки целые дни проводил у ростовых. гаврила хотел было возразить, да сжал губы. перед ночным походом варили в котелке на углях картошку, валялись в траве и чистили винтовки, и отдыхали. стоял туманный засыпанный березовыми листьями день. сверчок поет громко и не обращает внимания как на мои шаги, так и на звон чашек. и сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий в небе месяц. в тот день мы встали ни свет ни заря и отправились на . кто ей внушил и эту нежность, и слов любезную небрежность? туманы бывают если не каждый день, то через день непременно. люблю я бешеную младость, и тесноту, и блеск, и радость, и обдуманный наряд. она по- плохо знала, журналов наших не читала и изъяснялася с трудом на языке своем родном. весна входила в горы с робким звоном ручейков, шелестом прошлогодней травы да журавлиным криком в небе. сквозь цветы и листы, и колючие ветки, я знаю, старый дом глянет в сердце моё. красноватое солнце висело над длинными вытянувшимися до горизонта облаками. низкорослый лес на обрывах и скалах был редок, дремал и скупо ронял мелкие жёлтые листья. аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна - все это вдруг вспомнилось ему. ее движенья то лебедя пустынных вод напоминают плавный ход, то лани быстрые стремленья.