3 задание. Сравните предложения: определите разряд выделенных местоимений. - Кому нужна голова без плечей? – подумала бедная Алиса. (Л.Кэролл)
Ты должен знать, кому принадлежит это страшное имя. (Е.Пермяк)
- Кто вы? – спросил маленький принц. (Антуан де Сент-Экзюпери)
У тех, кто не знает нашей планеты, сложится о ней неверное представление. (Антуан де Сент-Экзюпери)
-Чем тебе служить, царь? (Е.Пермяк)
Да у тебя ума больше, чем у меня в закромах гороху. (Е.Пермяк)
Образец выполнения: А сколько же здесь этих комнат? (А.Толстой) Я уже не говорю, сколько денег уходит на лампочки и стекла в окнах. (А.Толстой) В первом предложении вопросительное местоимение сколько, в конце предложения стоит вопросительный знак. Во втором предложении используется относительное местоимение, которое связывает две части сложного предложения.
РУССКИЙ ЯЗЫК 6 КЛАСС
Объяснение:
Абай (Ибрагим) Кунанбаев
abay1.jpg (14888 bytes)Абай Кунанбаев - великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе либерального ислама.
Абай родился 10 августа 1845 г. в Чингизских горах Семипалатинской области (по нынешнему административному делению) от одной из четырех жен Кунанбая, старшего султана Каркаралинского окружного приказа. Семья Абая была потомственно аристократической, и дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев. Ему повезло в смысле семейного уюта и домашнего воспитания, поскольку и мать Улжан и бабушка Зере были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами. Именно с легкой руки матери данное отцом имя "Ибрагим" было заменено ласкательным "Абай", что означает "осмотрительный, вдумчивый". Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю.
Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед-Ризы. Одновременно он учился в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи. С 13 лет Кунанбай начинает приучать Абая к административной деятельности главы рода. Ему пришлось вникнуть в межродовые тяжбы, ссоры, интриги и постепенно он испытал разочарование к административно-политической деятельности, что привело к тому, что в возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием. Но только к 40 годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина, в частности, поставив под стихотворением "Лето" свое имя (ранее он приписывал свои сочинения другу Джантасову Кокпаю). Значительным импульсом в раскрытии высоких потенций Абая в этот момент стало его общение с ссыльными русскими, с Е.П. Михаэлисом, Н. Долгополовым, С. Гроссом. Обращение Абая к русской культуре, испытавшей в XIX в. свой период "бури и натиска" в литературе и искусстве, оказалось тем более естественным, что в восточной традиции поэтическое слово ценилось чрезвычайно высоко. Абаю оказалась близка поэзия Пушкина, Лермонтова, Гете и Байрона. Он в своих переложениях их на казахский тонко передавал дух переводимых стихов и адаптировал к мироощущению соплеменников.
Гроза ширилась и как будто гналась за ними. Не успели мы оглянуться, как туча охватила полнеба. Ярко блеснула молния, и густой смешанный лес насквозь озарился зловещим светом. Обиженно пророкотал гром, и тотчас же забарабанили по листьям крупные капли.
Мы бросились по тропинке вправо: по нашим предположениям, где-то рядом должна быть избушка лесника. Однако добежать до избушки нам не удалось : дождь вдруг хлынул как из ведра. Оглушительно гремел гром, а молнии, вспыхивавшие беспрестанно, просто ослепляли.
Как ни старались мы укрыться в шатре, образованном старой елью, все равно вымокли до последней нитки.
Ливень прекратился так же неожиданно, как и начался. Клочья разорванных туч унеслись вдаль, небо посветлело, опять заиграло солнце.
И вот мы снова в пути. Гуськом пробираемся по лесной тропинке, и каждый куст и каждое дерево обдает нас крупными каплями. Природа не нарадуется : чудесный дождь, тёплый, урожайный. Скоро, надо полагать, появятся грибы.
Тропика вывела нас к цветущему некошеному лугу. Впереди неглубокая, но бурная речонка, которую переходим по шаткому дощатому мостику. Пройдя ещё шагов сто пятьдесят, мы выходим на шоссе, которое ведёт к поселку. Усталые, продрогшие, мы все же ни о чем не сожалеем. Наоборот, нам открылась одна истина : вряд
ли знает по-настоящему, что такое гроза, человек, не постречавшийся с нею в лесу.