3. Запишите видовые пары глаголов. Покажите, как они образованы.
Класть, разбрасывать, свистнуть
4. Выполните синтаксический разбор предложения. Проведите морфологический разбор одного глагола.
Вымойте пл_ды ш_повника и ч_рной смородины.
5. Образуйте от данных глаголов все возможные формы наклонений.
Наливать, налить.
6. Правильно употребите глаголы.
1) Спишите слова, расставляя ударение: заржаветь, углубить, обострить. Пломбировать.
2) От данных глаголов образуйте формы времени. Поставьте ударение во всех формах: назвать, гнать.
3) Образуйте формы повелительного наклонения: перелить, бежать.
4) Объясните, в чём заключается ошибка в употреблении глаголов. Запишите предложения в исправленном виде.
Человек приблизился ближе. Сидит Алёнушка на берегу реки, прикручинилась.
5) Устраните неоправданный повтор однокоренных слов.
Учитель учит учеников правильно употреблять слова в речи. Ярким светом светились радостные лица ребят.
7. Орфографическая строка. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфографические правила, которым подчиняется правописание этих глаголов.
Пон_мать, хочу смеят_ся, ше_ствовать со знаменем, осматр_вал, расст_лается, изл_гать, (не)могу, остав_те, вяжеш_.
Слова Катерины из пьесы Островского "Гроза
Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на
воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не
принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот
я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на
ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня
цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и
странницы, --у нас полон дом был странниц; да богомолок. А придем из церкви,
сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут
рассказывать: где они были, что видели, жития' разные, либо стихи
поют2. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а
я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково
хорошо было!
Варвара. Да ведь и у нас то же самое.
Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в
церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не
помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду
было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной
делается. А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз
идет, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто
ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану -- у
нас тоже везде лампадки горели -- да где-нибудь в уголке и молюсь до утра.
Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена,
молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и
найдут. И об чем я молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не
надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька,
какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют
невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как
обыкновенно, а как на образах пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по
воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.
Варвара. А что же?
Катерина Я умру скоро.
Варвара. Полно, что ты!
Катерина. Нет, я знаю, что умру. Ох, девушка, что-то со мной недоброе
делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое
необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или.. . уж и не знаю.
Варвара. Что же с тобой такое?
Катерина (берет ее за руку) . А вот что, Варя: быть греху какому-нибудь!
Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и
меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что. (Хватается за голову
рукой. )
Варвара. Что с тобой? Здорова ли ты?
Катерина. Здорова.. . Лучше бы я больна была, а то нехорошо. Лезет мне в
голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану -- мыслей
никак не соберу, молиться -- не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на
уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела
нехорошие. И то мне представляется, что мне самое себе совестно сделается.
Что со мной? Перед бедой перед какой-нибудь это! Ночью, Варя, не спится мне,
все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно
голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы,
а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду
за ним, иду...
Язык - это организм ,который сам развивается и пополняется ,это явление уникальное и удивительное .Он ни секунды не стоит на месте ,он"беспределен и может обогащаться ежеминутно" .Это высказывание Гоголя верно ,его можно подтвердить множеством примеров .
Меняется эпоха - меняется и лексикон ,то есть словарный состав языка .Редут ,кольчуга ,пищаль -исчезли вместе с древней эпохой и с этими предметами ,которые заменились совсем другими .Для них тут же нашлась иная словесная оболочка - вместо редута -дзоты ,вместо пищали -наганы ,пистолеты .автоматы ,вместо кольчуги - бронежилеты и т .д.
Слова нэп ,махновец ,городовой ушли из лексики по той же причине :не стало таких понятий .Язык нашёл названия для новых явлений и понятий ,более современных и доступных .
Куда делись десницы ,ланиты ,упования? Мы их можем встретить в поэтической речи ,в высоких жанрах 18-19 веков .Они тоже ушли вместе с той славянской эпохой ,ввиду наступления европейской культуры и общей европеизации страны .
Но наиболее ярко изменение языка рост его лексики заметен нам ,современным жителям ,особенно в мегаполисах ( кстати ,это слово тоже достаточно молодое )
Кто сегодня не знает ,что такое-приватизация ,ипотека ,альтернатива ,референдум ,аутсайдер ,плюрализм ,хакер ,интернет , ,секьюрити ,гаджеты?
Россия вступила на путь интернета ,технического прогресса,и к нам хлынули понятия ,связанные с ним и с тем ,что он привнёс в нашу жизнь .Я считаю ,что это прекрасно .
Наш язык живой ,развивающийся , он выбирает то ,что нужно ,чтобы люди понимали друг друга