317А. Прочитайте безличные предложения. Укажите, какие слова и формы глаголов выступают в роли сказуемого. Запишите по группам безличные предложения, в которых сказуемое выражено; а) безличным глаголом, б) неопределенной формой глагола; в) наречием; г) наречием или безличным глаголом в сочетании с неопределенной формой глагола; д) словом нет. 1. Как вкусно пахнет яблоками. 2. Чтобы понять казахскую традиционную кухню, нужно оливье попробовать наурыз-коже.
3. Особых секретов правильного питания нет. 4. На кухне жарко и душно. 5. Ни в одной кухне мира нет таких замечательных соленых грибов и квашеной капусты. 6. Без воды и еды никому не обойтись.
7. Невозможно представить новогодний стол без оливье. 8. Если придерживаться элементарных правил здорового питания, то многие болезни обойдут вас стороной. 9. С утра нужно съесть что-нибудь легкое, чтобы энергии хватило до обеда. 10. Через час-два после обеда вам захочется что-нибудь перекусить.
2)Лексическое значение - это смысл слов, их содержание, благодаря которому мы понимаем суть высказываний. А грамматическое значение-это возможность с словосочетаний, предложений, текста логически стройно выразить свои мысли. В этом и есть их различие.
3) Многозначные слова образуют смысловое единство.Толкование их значений обязательно обнаруживает определенное сходство между обозначаемыми ими предметами и явлениями окружающего мира.
5) Диалектные, жаргонные, профессиональные, устаревшие слова в художественных произведениях для создания местного (диалектизмы), исторического (устаревшие слова – архаизмы и историзмы) колорита, а также для характеристики речи персонажей, относящихся к разным профессиональным и социальным группам (профессионализмы, жаргонизмы).
6) Заимствованные слова - это слова, которые мы взяли из других языков: балык, барабан, компьютер, сканер, диван, витрина, бутерброд и т.п.
Слово - основная единица языка. Именно из слов строятся словосочетания и предложения. Совокупность слов составляет словарный состав языка. Словарный состав русского языка богат, в нём насчитывается 150 тысяч слов. В языке активно используются фразеологизмы - устойчивые сочетания слов. Например: сложить руки - "перестать действовать"; заваривать кашу - "затевать хлопотное, сложное дело". Фразеологизмы употребляются в переносном значении, придают речи образности и меткости, для более яркой эмоциональной окраски текста.
2.Чем отличается лексическое значение от грамматического значения?
Лексическое значение слова - это его соотнесённость с определённым предметом, явлением, фактом, понятием в сознании человека (то, что данное слово обозначает). Например: учитель - тот, кто учит. Грамматическое значение - это значение слова, которое выражается падежными, родовыми, личными окончаниями, характерными для каждой части речи. Лексическое и грамматическое значения связаны друг с другом. Изменение лексического значения приводит к изменению грамматического значения. Например: белый - белеть - белок.
3.Как связаны разные значения многозначного слова?
Многозначность - это слова употребляться в нескольких значениях. При этом слово называет несколько предметов, явлений, близких или взаимосвязанных. В многозначном слове выделяют прямое и переносное значения. Эти значения устанавливаются по сходству или смежности. Например: молодой - 1. Юный, не достигший зрелого возраста. 2. Недавно появившийся, только начавший расти. 3. Недавно приготовленный и ещё не имеющий достаточной крепости, остроты (молодой сыр, молодой квас). 4. Слишком неопытен для чего-либо. 5. Только что вступивший в брак.
4.Что общего имеют и чем различаются слова, являющиеся синонимами? Антонимами?
Синонимы - слова, близкие или одинаковые по значению, но разные по написанию и звучанию. Например: умный, благоразумный, толковый, мудрый. Антонимы - слова, противоположные по смыслу. Например: входить - выходить; любовь - ненависть; рассвет - закат.
5.Какую роль играют в художественных произведениях диалектные, жаргонные, профессиональные, устаревшие слова?
Диалектные, жаргонные, профессиональные, устаревшие слова служат для изображения местного колорита определённой территории (кочет, кошара); передачи речи определённых социальных групп (капать - доносить, хвост - академическая задолженность); определённой исторической эпохи (очи, ланиты, чело). Они придают особую эмоциональную окраску тексту.
6.Что такое заимствованные слова?
Слова, пришедшие из другого языка. Например: супермаркет, спонсор, презентация.
7.Что общего имеют и чем различаются фразеологизмы и слова?
Фразеологизмы состоят из нескольких слов, образуя устойчивое словосочетание с переносным значением. Как и слова, фразеологизмы не создаются в речи, а используются в ней в готовом виде, извлекаются из памяти. Значение многих фразеологизмов не обусловлено значениями слов, входящих в состав. Например: море по колено - "ничего не страшно, всё равно". И слова, и фразеологизмы имеют прямое и переносное значение. Например: горит в руках - "выполняется быстро и хорошо"; ни ответа ни привета - " никаких известий, сведений от кого-либо).
8. Для чего служат в языке части слова?
Части слова служат для образования других слов. Важнейший принцип орфографии: одна и та же часть слова должна быть написана одинаково в разных словах.
9. Какой чаще всего используется при образовании существительных, какой - при образовании глаголов?
При образовании существительных чаще всего используется суффиксальный при образовании глаголов - приставочный.
10.Что такое словообразовательный разбор?
Словообразовательный разбор - это разбор слова с точки зрения образования и структуры слова словообразования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ, сложение слов, бессуффиксный, слияние двух и более слов в одно сложное слово, переход из одной части речи в другую.