385. Прочитайте текст. Какие пункты вы хотели бы добавить в инструкцию? Определите
силь текста. Какие это предложения по цели высказывания? Как вы думаете, почему?
3
Инструкция по правилам безопасного поведения на дорогах
1. Выбирайте такой маршрут в школу, где надо реже переходить
проезжую часть дороги.
2. Идите ТОЛЬКО по правой стороне тротуара или по обочине доро-
ги, подальше от края.
3. Осторожно проходите мимо стоящего автомобиля: пассажиры
Могут резко открыть дверь и ударить вас.
4. Переходите дорогу только на зелёный сигнал светофора по пе-
шехОДНЫМ переходам.
5. Прежде чем переходить дорогу, посмотрите налево. Если про-
езжая часть свободна, идите. Дойдя до середины дороги, оста-
новитесь. Если началось движение транспорта, подождите на
«остановке безопасности». Теперь посмотрите направо. Если
проезжая часть свободна, закончите переход.
6. Если на дороге большое движение, попросите взрослого или
сотрудника милиции её перейти.
7. Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом.
8. Не цепляйтесь за проходящий мимо транспорт.
к
• Выпишите в 2 столбика: а) переходные; б) непереходные глаголы в составе словосоче-
тания. Определите падеж имён существительных и местоимений.
1. я - подлежащее, считаю учителем -сказуемое
считаю учителем кого? Уланову -дополнение прямое, выражено сущ.
учителем чьим? своим - согласованное определение, выражено притяжательным местоимением
2. встречи - подлежащее, выражено сущ., становились уроками - составное именное сказуемое , выражено связкой становились и сущ. уроками, встречи какие? с ней - определение, выражено мест. с предлогом, какие? с искусством - определение, выражено сущ. с предлогом, искусством чьим? ее - определение , выражено притяжательным местоимением, становились уроками для кого? для меня - дополнение, выражено мест. с предлогом, становились уроками когда? всегда - обстоятельство, выражен наречием, уроками какими? творчества - несогласованное определение, выражено сущ.,уроками какими? мудрости, красоты - несогласованные определения , выражены сущ.
сложноподчиненное предложение, состоит из 2-х (см. скобки)
1. - главное.
2- придаточное причины, присоединяется с союза ПОТОМУ ЧТО
– Это вы, барчук?(неполное, пропущено сказуемое, например: Это вы идёте, барчук?) – тихо окликает кто-то из темноты (двусост.).
– Это я (односоставное, назывное). Не спите ещё, Николай (односост.опред.-личное - ВЫ)? А где у вас ружьё?(назывное? или неполное, если можно подставить сказуемое: А где у вас находится ружьё?),
– Возьмите возле ящика (односост., опред.-личное).
Вскинешь кверху тяжёлую, как лом, одностволку и с маху выстрелишь (односост., опред.-личное- ТЫ, здесь 2 однородных сказуемых).
– Постращайте, постращайте, барчук!(опред.-личное, здесь лексический повтор одного сказуемого, поэтому не однородные члены) – скажет мещанин(двусост.). – Опять всю дулю на валу отрясли (односост., опред.-личное)...
А чёрное небо чертят огнистыми полосами падающие звёзды (двусост.). Как холодно, росисто (односост. безличное, с 2 однор. сказуемыми)! Как хорошо жить на свете (односост. безличное)! (Бунин)