386. объясните смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений, устно заменяя их, где возможно, союзными сложными предложениями. составьте схемы 1-го, 2 - го предложений. 1. мне показалось вдруг в ночном тумане : метель слетела с мачты корабля. 2. тут я глубоко постиг изречение :
острить и занимать деньги надо внезапно. 3. вдруг вижу : от табора спешно рада идет. 4. и все мне кажется : живые эти речи в года минувшие слыхал когда-то . 5. знаю : брата я не видела и сестры не предала. 6. и знаешь, я верю : пока мы любим друг друга, нам ничего не страшно.
1. Мне казалось¹, (что?) что нужно иметь колоссальные знания²,(для чего?) чтобы по компасу и звёздам определить³,(что?) в какой части обширнейшего океана находится наше судно⁴.
[ ], (что ), (чтобы ), ( в какой)
1 - главное
2 - придаточное изъяснительное
3 - придаточное цели
4 - придаточное изъяснительное
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ
2. На снежном обрыве¹,(каком?) где желтели пятна и полосы от золы²,(какой?) которую сегодня утром выгребли из печек³, двигались маленькие фигурки¹.
[ ,(где ), ( которую), ]
1 - главное
2 - придаточное определительное
3 - придаточное определительное
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ
3. Слепой знал¹,(что?) что в комнату смотрит солнце² и (что?)что³, если он протянет руку в окно⁴, с кустов посыплется роса³ (при каком условии?).
[ ], (что ) и (что, ( если ), )
1 - главное
2 - придаточное изъяснительное
3 - придаточное изъяснительное
4 - придаточное цели
ОДНОРОДНОЕ (1-2-3) И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ (1-3-4)
1. [Мне казалось]₁, (что нужно иметь колоссальные знания)₂, (чтобы по компасу и звёздам определить)₃, (в какой части обширнейшего океана находится наше судно)₄.
Основы выделены (жирным шрифтом - подлежащее, подчеркнутым курсивом - сказуемое)
Схема: [ = ], (что =), (чтобы =), (какой = —).
Вопросы от главного придаточному: [ = ] что? (что =)
Вид подчинения: последовательное
Вид придаточных: 1 - изъяснительная, 2 - обстоятельственная (цели), 3 - изъяснительная
2. [На снежном обрыве, (где желтели пятна и полосы от золы)₂, (которую сегодня утром выгребли из печек)₃, двигались маленькие фигурки]₁.
Схема: [ , (где = — и —), (которую =), = — ].
Вопросы от главного придаточному: [ = — ] каком? (где = — и —)
Вид подчинения: последовательное
Вид придаточных: 2 - определительная, 3 - определительная
3. [Слепой знал]₁, (что в комнату смотрит солнце)₂ и (что, (если он протянет руку в окно)₄, с кустов посыплется роса)₃.
Схема: [ — = ], (что) и (что, (если — =), = —).
Вопросы от главного придаточному: [ — = ] что? (что = —) и (что = —)
Вид подчинения: однородное + последовательное
Вид придаточных: 2, 3 - изъяснительная, 4 - обстоятельственная (условия)