Моря и океаны полны экзотичных, удивительных существ, и больших, и малых. обитатели моря приспособлены жить под водой, извлекать кислород из водной толщи, добывать себе пищу в этой стихии. живут, например, в океанской толще серые киты. киты – животные, но живут в толще воды. им нужно периодически выныривать на поверхность, чтобы пополнить запас воздуха. делать это нужно часто, раз в три-пять минут, чтобы потом оставаться под водой до пятнадцати минут. греет кита запас ценного жира, который он нагуливает, питаясь ракообразными. тело кита-громадины покрыто белыми пятнышками. это следы жизнедеятельности накожных паразитов – усоногих рачков. летом киты уплывают на далекий север- кормиться. они смешно играют в воде: переворачиваются на спину, пускают большие фонтаны, картинно ныряют. киты дружные. они защищают друг друга, пытаются охранять самок с детенышами. одни самки даже другими при родах. и это удивительно. киты-горбачи и охотятся-то на рачков вместе. выпуская пузырьки воздуха, они окружают рачков ими, что сетью. на самом дне морском ползают маленькие «пылесосы» - морские огурцы. научное их название голотурии. они всевозможные остатки и объедки. таким образом морские огурцы «чистят» морское дно. остается чистый песок. еще морской огурец удивителен тем, что он способен восстанавливать свои органы, если они утрачены. например, если кто-то их съел. встречаются морские огурцы ярких цветов, есть и такие, которые приспособлены дышать всей поверхностью кожи. вообще, «гидравлика» морского огурца удивительна – он передвигается потрясающей системе нагнетания воды. есть у живучего морского огурца в запасе несколько чудных способов отделаться от хищников. например, выпустить длинные клейкие нити, которые отпугивают хищника. либо хищник в них запутывается, а они к тому же и твердеют, доставляя ему неприятности. а есть еще потрясающий способ, когда огурец вываливает все свои внутренности наружу. через несколько недель органы образуются снова. вот такие чудеса происходят на дне морском.
пьеса «снегурочка»,которой а. н. островский дал авторское определение «весенняя сказка», относится к числу особенно любимых автором произведений. большую роль в замысле пьесы играет музыка. островский в тексте пьесы даже указал использование нескольких фольклорных песен. для первой постановки (в москве) музыку написал п. и. чайковский, но она не получила большой известности.
римский-корсаков познакомился со «снегурочкой» сразу после её публикации. о том, как менялось его отношение к пьесе, он подробно рассказывал в «летописи моей музыкальной жизни»:
в первый раз "снегурочка" была прочитана мной около 1874 года, когда она только что появилась в печати. в чтении она тогда мне мало понравилась; царство берендеев мне показалось странным.словом - чудная, поэтическая сказка островского не произвела на меня впечатления. в зиму 1879-80 года я снова прочитал «снегурочку» и точно прозрел на её удивительную красоту. мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку островского. проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем снегурочка, лель или весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение яриле-солнцу [1].
весной 1880 года римский-корсаков побывал в москве у островского и получил у него разрешение воспользоваться его пьесой для сочинения оперы с правом внесения необходимых правок. сразу после возвращения в петербург, началась подготовительная работа. все лето, проведенное в имении стелёво, он посвятил сочинению этой оперы. окружающая природа оказалась созвучна его собственным мыслям и вдохновляла его на творчество:
какой-нибудь толстый и корявый сук или пень, поросший мхом, мне казался лешим или его жилищем; лес «волчинец» — заповедным лесом; голая копытецкая горка - ярилиной горою; тройное эхо, слышимое с нашего , - как бы голосами леших или других чудовищ [2].
осенью того же года была сделана оркестровка сочинения, которая была закончена 26 марта 1881 года.
и. е. репин. портрет н. а. римского-корсакова
композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой лёгкостью и быстротой, как «снегурочка». он высоко оценил её значение в собственном творчестве, в частности сказав: «кончая „снегурочку“, я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги»[3]. особое внимание при сочинении оперы композитор уделял вокальному стилю — удобной тесситуре, гибкости и эффектности вокальных партий, свободе плавно льющегося речитатива. кроме того, римский-корсаков считал, что оркестровка этой оперы также явилась для него «шагом вперед во многих отношениях». позднее он сказал: «я вынес убеждение, что „снегурочка“ — это мое лучшее произведение».
премьера, состоявшаяся 29 января (10 февраля) следующего года на сцене мариинского театра, прошла с большим успехом. оперу восторженно принял и а. н. островский: «музыка к моей „снегурочке“ удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
оптимистическая идея оперы — прославление могущественных животворных сил природы, несущих людям счастье — коренится в народной поэзии. «снегурочка» воплощает вместе с тем мысль о великой преображающей силе искусства. в опере противопоставлены два мира — реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора, «вечные, периодически выступающие силы природы». снегурочка, пастух лель и царь берендей — персонажи полуреальные, полуфантастические. яриле-солнцу — «творческому началу, вызывающему жизнь в природе и людях» (римский-корсаков) — враждебен суровый мороз. снегурочка — холодное дитя мороза и весны — всей душой тянется к людям, к солнцу, и композитор с замечательной правдой выражения показывает, как постепенно любовь и тепло торжествуют в её сердце, приводя к гибели.
значительно позднее, в 1905 году, композитор задумал написать исследование, посвященное подробному тематическому анализу оперы. однако этот замысел не был осуществлен до конца, римский-корсаков написал только первый раздел, посвященный анализу важнейших лейтмотивов и повторяющихся тем. тем не менее, эта работа, опубликованная в виде статьи[4], представляет огромный интерес с точки зрения авторского понимания оперы.
пьеса «снегурочка»,которой а. н. островский дал авторское определение «весенняя сказка», относится к числу особенно любимых автором произведений. большую роль в замысле пьесы играет музыка. островский в тексте пьесы даже указал использование нескольких фольклорных песен. для первой постановки (в москве) музыку написал п. и. чайковский, но она не получила большой известности.
римский-корсаков познакомился со «снегурочкой» сразу после её публикации. о том, как менялось его отношение к пьесе, он подробно рассказывал в «летописи моей музыкальной жизни»:
в первый раз "снегурочка" была прочитана мной около 1874 года, когда она только что появилась в печати. в чтении она тогда мне мало понравилась; царство берендеев мне показалось странным.словом - чудная, поэтическая сказка островского не произвела на меня впечатления. в зиму 1879-80 года я снова прочитал «снегурочку» и точно прозрел на её удивительную красоту. мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку островского. проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем снегурочка, лель или весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение яриле-солнцу [1].весной 1880 года римский-корсаков побывал в москве у островского и получил у него разрешение воспользоваться его пьесой для сочинения оперы с правом внесения необходимых правок. сразу после возвращения в петербург, началась подготовительная работа. все лето, проведенное в имении стелёво, он посвятил сочинению этой оперы. окружающая природа оказалась созвучна его собственным мыслям и вдохновляла его на творчество:
какой-нибудь толстый и корявый сук или пень, поросший мхом, мне казался лешим или его жилищем; лес «волчинец» — заповедным лесом; голая копытецкая горка - ярилиной горою; тройное эхо, слышимое с нашего , - как бы голосами леших или других чудовищ [2].осенью того же года была сделана оркестровка сочинения, которая была закончена 26 марта 1881 года.
и. е. репин. портрет н. а. римского-корсаковакомпозитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой лёгкостью и быстротой, как «снегурочка». он высоко оценил её значение в собственном творчестве, в частности сказав: «кончая „снегурочку“, я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги»[3]. особое внимание при сочинении оперы композитор уделял вокальному стилю — удобной тесситуре, гибкости и эффектности вокальных партий, свободе плавно льющегося речитатива. кроме того, римский-корсаков считал, что оркестровка этой оперы также явилась для него «шагом вперед во многих отношениях». позднее он сказал: «я вынес убеждение, что „снегурочка“ — это мое лучшее произведение».
премьера, состоявшаяся 29 января (10 февраля) следующего года на сцене мариинского театра, прошла с большим успехом. оперу восторженно принял и а. н. островский: «музыка к моей „снегурочке“ удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
оптимистическая идея оперы — прославление могущественных животворных сил природы, несущих людям счастье — коренится в народной поэзии. «снегурочка» воплощает вместе с тем мысль о великой преображающей силе искусства. в опере противопоставлены два мира — реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора, «вечные, периодически выступающие силы природы». снегурочка, пастух лель и царь берендей — персонажи полуреальные, полуфантастические. яриле-солнцу — «творческому началу, вызывающему жизнь в природе и людях» (римский-корсаков) — враждебен суровый мороз. снегурочка — холодное дитя мороза и весны — всей душой тянется к людям, к солнцу, и композитор с замечательной правдой выражения показывает, как постепенно любовь и тепло торжествуют в её сердце, приводя к гибели.
значительно позднее, в 1905 году, композитор задумал написать исследование, посвященное подробному тематическому анализу оперы. однако этот замысел не был осуществлен до конца, римский-корсаков написал только первый раздел, посвященный анализу важнейших лейтмотивов и повторяющихся тем. тем не менее, эта работа, опубликованная в виде статьи[4], представляет огромный интерес с точки зрения авторского понимания оперы.