4. Работа в группах. 1) Выделите смысловые части текста. Используя интернет-ресурсы, дополните информацию. 2) Подготовьте вопросы по содержанию отдельных частей текста и ик пересказ.
Вижу горы и долины- односоставное, неопределеннно-личное(подчеркнуть "вижу", как сказуемое в 1 лице,ед.ч.) Кому-то принесли от мастера ларец- односоставное, определенно-личное( принесли-сказуемое 3л, мн.ч) Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы- односоставное, неопределенно-личное.( посвятим- сказуемое.1 лицо,мн.ч. Мой друг-обращение. Оно не является членом предложения) Одной рукой и узла не развяжешь- односоставное, неопределенно-личное(не развяжешь- сказуемое во 2 лице, ед.ч) К вечеру похолодало- односоставное, безличное( похолодало -сказуемое, не имеющее лица) Летнее утро- односоставное,назывное( утро-подлежащее) рассвет-односоставное, назывное.
Рассуждение – это тип речи. Его основой является установление причинно-следственных связей между явлениями. С чего начать разговор о России? Мне, русскому, это непросто: большое видится на расстоянии. Россия велика. На ее территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая. Вспоминаю, школьный учитель говорил: солнцу и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы. Может, разговор начать с того, какая Россия разная? Это и безлесная, насквозь промерзшая тундра на крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири; это и горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани; это и города-миллионеры, и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка (По Б. Короткову) . Рассуждения бывают полными и сокращенными. В полном рассуждении – три части: 1. Тезис (то, что доказывается или объясняется) . 2. Доказательства (или аргументы, доводы, обоснования, объяснения) . 3. Вывод. Тезис: (1) К знаменательным словам можно отнести вопросы. С какой целью? Доказательства: (2) Слова каждой части речи отвечают на свои, свойственные только этой части речи вопросы. Вывод: (3) Поэтому вопросы определить части речи (Л. Чеснокова) . Сокращенное рассуждение состоит из двух частей: опускается или вывод, или тезис, потому что вывод – это доказанный тезис. Тезис: (1) Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература XIX века – явление исключительное. (Почему? ) Доказательства: (2) Одни только имена Льва Толстого или Достоевского сразу же вызывают представление об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании все новых и новых поколений читателей. Вывод равен тезису: (3) Вот почему даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература XIX века – явление исключительное. Полное рассуждение – текст, состоящий из нескольких предложений. Сокращенное рассуждение может состоять даже из одного предложения. Но и в таких случаях обязательно есть тезис и доказательство. Сокращенное рассуждение равно двум предложениям. Тезис: (1) В нашей стране хлебороб – уважаемая профессия. Доказательство: (2) И это понятно: чем больше мы вырастим хлеба, тем богаче и сильнее наша Родина (Т. С. Мальцев) . Сокращенное рассуждение равно одному предложению: Тезис: (1) Нет силы более могучей, чем знания; доказательство: (2) человек, вооруженный знанием, – непобедим (М. Горький) .
Кому-то принесли от мастера ларец- односоставное, определенно-личное( принесли-сказуемое 3л, мн.ч)
Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы- односоставное, неопределенно-личное.( посвятим- сказуемое.1 лицо,мн.ч. Мой друг-обращение. Оно не является членом предложения)
Одной рукой и узла не развяжешь- односоставное, неопределенно-личное(не развяжешь- сказуемое во 2 лице, ед.ч)
К вечеру похолодало- односоставное, безличное( похолодало -сказуемое, не имеющее лица)
Летнее утро- односоставное,назывное( утро-подлежащее)
рассвет-односоставное, назывное.
Рассуждение – это тип речи. Его основой является установление причинно-следственных связей между явлениями.
С чего начать разговор о России? Мне, русскому, это непросто: большое видится на расстоянии.
Россия велика. На ее территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая. Вспоминаю, школьный учитель говорил: солнцу и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы.
Может, разговор начать с того, какая Россия разная? Это и безлесная, насквозь промерзшая тундра на крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири; это и горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани; это и города-миллионеры, и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка (По Б. Короткову) .
Рассуждения бывают полными и сокращенными. В полном рассуждении – три части:
1. Тезис (то, что доказывается или объясняется) .
2. Доказательства (или аргументы, доводы, обоснования, объяснения) .
3. Вывод.
Тезис: (1) К знаменательным словам можно отнести вопросы. С какой целью?
Доказательства: (2) Слова каждой части речи отвечают на свои, свойственные только этой части речи вопросы.
Вывод: (3) Поэтому вопросы определить части речи
(Л. Чеснокова) .
Сокращенное рассуждение состоит из двух частей: опускается или вывод, или тезис, потому что вывод – это доказанный тезис.
Тезис: (1) Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература XIX века – явление исключительное. (Почему? )
Доказательства: (2) Одни только имена Льва Толстого или Достоевского сразу же вызывают представление об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании все новых и новых поколений читателей.
Вывод равен тезису: (3) Вот почему даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература XIX века – явление исключительное.
Полное рассуждение – текст, состоящий из нескольких предложений. Сокращенное рассуждение может состоять даже из одного предложения. Но и в таких случаях обязательно есть тезис и доказательство.
Сокращенное рассуждение равно двум предложениям.
Тезис: (1) В нашей стране хлебороб – уважаемая профессия.
Доказательство: (2) И это понятно: чем больше мы вырастим хлеба, тем богаче и сильнее наша Родина (Т. С. Мальцев) .
Сокращенное рассуждение равно одному предложению:
Тезис: (1) Нет силы более могучей, чем знания; доказательство: (2) человек, вооруженный знанием, – непобедим (М. Горький) .