4. І. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания.
Засев однажды в ш..лаш, уютно устроившись,
я был удивлён
необычайным и ещё не виданным мною чудес?)ным зрелищем.
Многочисленная стая л..бедей возвращавшихся на север с далёкого юга
стала кружить над разливом. Я видел освещённые зарёю распахнутые
р..зоватые крыл(?)я, длинные вытянутые шеи,
слышал их голоса... Ещё никогда не видел я та-
ПИШЕМ ГРАМОТНО
кой чудес(?)ной, почти сказочной картины.
освещённые
Разумеется, я забыл оруж(?) е и любовал-
чудесный
ся невиданным зрелищем напоминавшим мне
дивные пушкинские сказки.
(И. Соколов-Микитов)
II. Определите тип речи. Укажите причастия. Какова их роль в описании
картины прилёта лебедей?
III. Перескажите текст, сохраняя авторскую лексику.
отложишь что? книгу
предлагаешь что
блистаешь где? в свете (непереходный глагол - нет вин.пад. без предлога)
зажигаешь что? звезды
растираешь что? поясницу
обозначаешь что? орфограммы
исчезаешь где? в ночи (непереходный глагол - нет вин.пад. без предлога)
определяешь что? падеж
прижимаешь что? букет
прибегаешь куда? на остановку (непереходный глагол)
Остальные глаголы возвратные , т.е.имеют постфикс -ся, они тоже непереходные, поэтому не употребляются с сущ. в вин. падеже без предлога)
* Язык голову кормит, он же до побоев доводит.
* Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит.
* Не всё годится, что говорится.
* К старости зубы тупее, а язык острее.
* Всю неделю говорил ась, а в субботу сказал что.
* Язык без костей мелет.
* Что знает, всё скажет, и чего не знает и то скажет.
* Много знай да мало бай.
* Много говорит - голова заболит.
* За кукушку бьют в макушку (пустословие)
* Горлом не возьмёшь.
* На язык нет пошлины.
* Язык впереди ног бежит.
* Бабий язык - чёртово помело.
* Он зубаст, он остёр на язык.
* Язык мой - враг мой.
* Свой язычок первый супостат.
* Говори, да не заговаривайся.