4. Укажите словосочетание, связанное по согласование: а) суверенное государство б) запечатлеть образы
в) очень аккуратно г) утверждать с уверенностью
5.Определите тип односоставного предложения: Приветствую тебя, пустынный уголок….
а) обобщѐнно-личное б) определѐнно-личное
в) безличное г) неопределѐнно-личное
8. Не является словосочетанием
а) проявить заботу б) около дороги в) вкусный пирог г) рано смеркается
9. Укажите общее для кыргызского и русского языков слово:
а) глаза б) рубашка в) базар г) голова
10. Укажите количество пропущенных знаков в предложении: Березы тополя черемуха распускали свои
клейкие и пахучие листья липы надували лопавшиеся почки.
а) пять б) один в) три г) четыре
11. Укажите назывное предложение:
а) Он был храбрец. б) Ребята волнуются.
в) Прекрасное утро! г) Всем так весело.
13. Укажите сложное предложение:
а) Мой отец хорошо играл на скрипке, и поэтому в нашем доме часто звучала музыка.
б) С реки потянул ветер, содрал молодой снег с моста и погнал к стенам монастыря.
в) Луна то забегала за тучи, то выскакивала из-за них на прозрачную гладь неба.
г) Поднявшись рано утром, мы отправились в поход.
14. Определите, какое это предложение: Надя уже сильно тосковала и каждый день думала о матери и
бабушке.
а) простое б) сложносочиненное в) сложноподчиненное г) бессоюзное сложное
15. Укажите предложение, в котором придаточное предложение с главным связывает союзное слово.
а) Чувствовалось в воздухе, что солнце встало.
б) Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
в) Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели.
г) Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.
16. Укажите СПП с придаточным изъяснительным.
а) Бывают дни, когда жизнь представляется нам особенно ясной и сглаженной.
б) Никогда не беспокой другого тем, что можешь сделать сам.
в) Где раньше рожь руками жали, теперь комбайны зашагали.г) Посевы погибли на том участке, где их побило градом
17. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места:
а) Я рассказал, где мое детство. б) Я поехал туда, где мое детство.
в) Я побывал в городе, где мое детство. г) Если он сегодня приедет, мы спросим у него.
19. Укажите сложносочиненное предложение с противительным союзом:
а) Она схватила меня за руку, и мы поехали на другую сторону катка, к детской площадке.
б) То хлопнуло где-то, то раздался вдруг вой.
в) Было темно, но я все-таки видел и деревья, и воду, и людей.
г) Потом все стихло, и только морская даль все так же монотонно, негромко шумела.
20. Укажите сложносочиненное предложение с соединительным союзом:
а) Солнце уже давно вышло, но было не жарко.
б) Гром л по небу, а тучи с криком неслись против ветра.
в) Или я пойду один, или мы пойдѐм вместе.
г) Бабушка разбудила меня, и мы пошли по землянику.
21. Назовите сложносочиненное предложение с разделительным союзом:
а) Наступило утро, а сенокосчики еще не вышли на луга.
б) За окном брезжил рассвет, и кричали петухи.
в) Только иногда мелькнет березка, либо мрачной тенью встанет перед тобой ель.
г) Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом.
22.Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным:
а) Пока есть жизнь, есть и счастье.
б) Никто не знал, что Танабай ездил в город искать правду.
в) Облетевший тополь серебрист и светел.
г) Около дома завѐлся соловей, который кричит не переставая.
23.Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным сравнительным:
а) Всѐ в цветах лежит джайлоо, словно сказочный ковер.
б) Мы подошли к домику, что стоял в глубине леса.
в) Сверкнула молния, и послышался резкий удар грома.
г) Солнышко село, и зорька погасла.
24. Определите вид придаточного предложения:
Кутузов приказал готовиться к бою, чтобы окончательно разгромить врага.
а) уступительное б) причины в) цели г) места
25.Укажите СПП с придаточным образа действия.
а) Всю ночь мы лежали у костра, дремали и слушали, как бушует море.
б) Вечерний туман дымился в камыше и лѐгким паром вился над водой.
в) Больной всѐ сделал так, как велел ему доктор.
г) Как только ушли миноносцы, мы стали ставить палатки и собирать дрова.
Служебные части речи - это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними. Они обслуживают самостоятельные части слова им соединяться друг с другом: идти из леса, ехать в метро и т.д.
Служебные слова не являются членами предложения.
Ребята сидят босиком на утоптанной траве, и лишь один мальчик стоит. Все они очень внимательно слушают своего товарища, который играет на балалайке. К сожалению, мы не можем послушать эту мелодию, но видно, что ребятам нравится игра мальчика. Он очень старается, чтобы им понравилось.
Мальчик сидит с очень сосредоточенным видом, брови его даже нахмурены. Парнишка в красной рубахе, который стоит и смотрит вдаль, явно о чем-то думает. Ребята помладше сидят и буквально ловят каждый звук, который извлекает «виртуоз». Возможно, он играет не очень сложное произведение, но им все равно это очень нравится.
Главный герой картины - музыкант – показан в пестрой рубахе и полосатых штанах с заплатками на коленках. В общем, ребята одеты именно так, как чаще всего одеваются дети в деревнях: просто и удобно.
На заднем плане картины – березовая роща. Создается впечатление, что мы слышим шелест листьев от ветра. Картина получилась вдохновенной. Мне она очень понравилась.