4. Устраните ошибки, связанные с речевой недостаточностью и избыточностью. Укажите тип ошибки (тавтология, плеоназм, многословие, речевая недостаточность). 1. Пока вердикт судей еще находился на стадии подготовки, чтобы публика не заскучала, ведущие по-быстрому организовали новый конкурс: Мистер ЮФ! 2. Коллеги характеризовали Золотова как человека скрытого, замкнутого. 3. Для меня внешность претендентки играет не меньшее значение, чем ее музыкальные В настоящее время у меня расторгнут брак с моей бывшей женой, от совместных брачных отношений детей не имеем. 5. Серов был активным участником совершенного преступления 6. В настоящее время работники отдела все больше стали заниматься поджогами
То или иное слово мы определяем как стилистический синоним при сопоставлении с соответствующим стилисти-чески нейтральным словом, поэтому в каждой паре сти-листических синонимов или в ряду непременно будет сло-во стилистически нейтральное.
Стилистическая синонимика широко распространена среди слов всех частей речи, например: волк - бирюк, гу-бы - уста, лоб - чело, петух - кочет, багровый - багря-ный, голый - нагой, любовный - амурный, действитель-ный - реальный, спать - почивать, есть - жрать, холодно - студено, сей - этот, чем - нежели, как - ровно, чтобы - дабы и т. д.
В отличие от семантических синонимов, среди стили-стических синонимов наблюдается большое количество существительных с конкретным значением, так как один и тот же конкретный предмет в различные эпохи в различных местах его распространения мог получать различные наимено-вания.
Стилистические синонимы крайне неоднородны.
Среди стилистических выделяют подгруппы: а) по сфере употребления (нейтральный, книжный, разговорный, просторечный), общеупотребительные разделяют на диалектные, профессиональные, жаргонные. б) по экспрессивно- стилистической окраске различают нейтральные, общеупотребительные (поэтические, просторечные, народнопоэтические, диалективизмы) . в) по активности употребления (устарелые (архаизмы) , активные, новые) .
Семантико-стилистические синонимы
Семантико-стилистические синонимы - это слова и их эквиваленты, обозначающие одно и то же явление объ-ективной действительности и различающиеся не только стилистической окраской, но и оттенками общего для каждого из них значения. Семантико-стилистическими синонимами будут, например, слова: лошадь - кляча.
Например: «Сытые лошади их, мотая куце обрезанными хвостами, закидали, забрызгали снежными ошметками» (Шолохов) ; «Лошадь, старая разбитая кляча, вся в мыле, стояла как вкопанная» (М. Горький) . Сло-во кляча означает «слабая» тощая, больная лошадь» ; как эмоционально окрашенное, слово кляча и стилистически противопоставлено нейтральному слову лошадь.
Синонимами являются и слова идти - плестись. Они обозначают одно и то же действие, только слово идти стилистически нейтрально, слово плестись - разговорное и, помимо общего значения, содержит еще дополнительные оттенки: плестись - это идти с трудом, медленно, едва переставляя ноги.
Работать и корпеть - синонимы, только слово корпеть как просторечное противопоставлено стилистически нейтральному слову работать и отличается от него оттенка-ми значения: корпеть - это работать кропотливо и усердно, преодолевая трудности, преимущественно выполняя мелкую, трудоемкую работу. Например: «А отец захлопо-тался, корпел, разъезжал, писал и знать ничего не хотел» (Тургенев) .
Общее значение слов враг, недруг - тот, кто находится в состоянии вражды с кем-либо. В слове враг значение враждебности, непримиримости выражено сильнее, неже-ли в слове недруг. Слово недруг имеет стилистическую окраску, оно книжное, несколько устаревшее; слово враг - межстилевое. Общее значение слов бояться, трусить - испытывать чувство страха, боязни. В слове трусить, помимо указа-ния на испытываемое чувство страха, робости, есть еще оттенок презрения к тому, кто это чувство испытывает. Бояться - слово стилистически нейтральное, трусить - разговорное. Ср. : «Не мнишь ли ты, что я тебя боюсь? » (Пушкин) ; «Окружающие его люди помалки-вали: они не то трусили, не то посмеивались» (Турге-нев) ; «Он казался сам не свой. При обыкновенной своей сметливости, он, конечно, догадался, что Пугачев был им недоволен. Он трусил перед ним, а на меня поглядывал с недоверчивостью» (Пушкин) .
Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению
1. Насколько он хорош?
2. Он сделал то, что посчитал необходимым в данной ситуации.
3. Я стою на краю у непрочных перил, позабыв о жестокой ноябрьской стуже.
4. Твоё фото на всех погасших экранах, твоё имя повсюду бегущей строкою.
5. «Насколько глубокие ранения?» – сохраняя на лице коронное непоколебимо-ледяное выражение, спросила Катрина.
6. Даниил Валерьевич фыркнул: «Они даже завязать шнурки не О чем вы вообще говорите?!»
7. Какая сила, не знаю, против воли влечёт меня к краю...
8. Тонкая нить, связывающая ее и реальный мир, навсегда порвалась.