1. НИгде не останавливалось столько народа, как перед картинною лавочкою на Щукином дворе. 2. Еще нИкогда не была она так чудно хороша. 3. НИчто, однако же, не случилось так, как предполагал Чичиков. 4. Куда ушла она, нИкто не мог сказать. 5. Отчего же, например, вы нИкуда не шли? 6. Все, кажется, прожил, кругом в долгах, нИоткуда нИкаких средств, и обед, который задается, кажется, последний… 7. Я думал было прежде, что ты хоть сколько-нибудь порядочный человек, а ты нИкакого не понимаешь обращения. 8. Наконец он добрался, в чем было дело, и уж не затруднялся нИсколько. 9 Может быть, читателю оно покажется несколько странным и выисканным, но можно уверить, что его нИкак не искали… 10. НИчего, можно; клятвы мы не преступим, а так кое-что придумаем
Пушкин углубил рассмотрение маленького человека, усилил психологизм в его изображении, но в принципах гуманизма был очень близок к Карамзину. Правда, у Пушкина маленький человек — это уже не крестьянин, для Пушкина это отдельная тема. Своего героя Пушкин берет из среды мелкого чиновничества, изображая в «Станционном смотрителе» Самсона Вырина, «сущего мученика четырнадцатого класса (то есть самого низкого чина в тогдашней служебной иерархии, — А.Е.), огражденного своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Пушкин развивает в повести незамысловатый, но трогательный сюжет о том, как гусар Минский увез у старика его дочь, единственную отраду. Все попытки Вырина добиться справедливости тщетны, да и не под силу этому забитому человеку что-либо сделать. И хотя судьба дочери складывается в конце концов счастливо, это не очень влияет на жизнь бедного станционного смотрителя. Он умирает, так и не увидев перед смертью своей Дуни, будучи глубоко несчастным и несправедливо обиженным. Сила сочувствия герою возбуждается в читателе еще и тем, что сам Вырин совершенно не осознать причиненную ему несправедливость, в нем еще не пробудилось чувство собственного достоинства. Он даже не жалуется, не ропщет, не говоря уже о том, чтобы протестовать или возмущаться, он привык к тому, что каждый может его обидеть. В повести отчетливо прослеживается любимая пушкинская тема: нельзя строить свое счастье на несчастье другого, и идиллическая картинка в финале не может заставить забыть о судьбе Самсона Вырина. В повести Пушкина, так же, как и у Карамзина, акцентируются не социальные стороны проблемы, а нравственные, психологические, философские. (Сократи)
1. НИгде не останавливалось столько народа, как перед картинною лавочкою на Щукином дворе. 2. Еще нИкогда не была она так чудно хороша. 3. НИчто, однако же, не случилось так, как предполагал Чичиков. 4. Куда ушла она, нИкто не мог сказать. 5. Отчего же, например, вы нИкуда не шли? 6. Все, кажется, прожил, кругом в долгах, нИоткуда нИкаких средств, и обед, который задается, кажется, последний… 7. Я думал было прежде, что ты хоть сколько-нибудь порядочный человек, а ты нИкакого не понимаешь обращения. 8. Наконец он добрался, в чем было дело, и уж не затруднялся нИсколько. 9 Может быть, читателю оно покажется несколько странным и выисканным, но можно уверить, что его нИкак не искали… 10. НИчего, можно; клятвы мы не преступим, а так кое-что придумаем