4. Выпишите слова, образованные бессуффиксальным По- кажите, от каких слов они образованы. Рассуждайте так: существи-
тельное выход обозначает действие, однако значение действия у су-
ществительных вторично, следовательно, слово выход образовано
от глагола выходить с отсечением суффикса -и-. Выделите пристав-
ки в выписанных вами производных и производящих словах. Убеди-
тесь, что они не являются средством образования существительных.
Поиск, сушка, загон, перелёт, нарезка, купание, рань, с..езд, об..еде-
ние, Стирка, проход, гладь.
по теме «Союз».
Выполнила Журбина Вера Васильевна, учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 МО «Ахтубинский район» Астраханской области
Дидактический материал для самостоятельной работы
по теме «Союз».
1.Упражнения.
Предлагаемые упражнения позволяют совершенствовать навыки грамматического анализа различных по значению сочинительных и подчинительных союзов, навыки грамматического конструирования, усвоить синонимию союзов, тренировать навыки правописания.
Задание № 1.
Прочитайте. Определите основную мысль текста, озаглавьте его. Определите стиль и тип речи. Спишите текст. Укажите союзы и их функции.
(И ТАК, ИТАК) она пришла долгожданная зима! Хорошо пробежа..ся по морозцу в первое зимн.. утро. Издалек.. подымающийся ветерок пощип..вает лицо и уши, (ЗА ТО, ЗАТО) как красиво всё вокруг! Как не колюч Мороз..ц, он (ТО ЖЕ, ТОЖЕ) приятен. Не (ЗА ТО, ЗАТО) ли все мы любим зиму, что она (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ), как и весна, наполняет грудь волнующ.. чу..ством. Всё живо, всё ярко в пр..образивш..йся природе, всё полно бодрящ.. свежести. Так легко дыши..ся и так хорошо на душе, что невольно улыбаеш..ся. И хочется сказать дружески этому чудн.. зимн.. утру: «Здравствуй, зима долгожданная, бодрая!»
Задание № 2.
Продолжите предложения дважды: чтобы получилось сначала предложение с однородными членами, затем сложное предложение. В каком случае нужно запятая перед однородным союзом и? Обозначьте границы простых предложений в составе сложного и выделите союзы. Правильно расставьте знаки препинания.
Образец: Листья пожелтели . …
1. Листья пожелтели и опали.
2. Листья пожелтели, и ветер сорвал их с деревьев.
1. Пришла весна и …
2. Солнце светит и …
3. Деревья вновь зазеленели и …
4. Настроение у всех весёлое и …
Задание № 3.
Закончить пословицы, употребляя противительные союзы.
1. Не по словам судят…
2.На взгляд-то он хорош …
3. Мягко стелют …
4. Под гору вскачь …
5.Книга в счастье украшает …
ΙРазмышляя о ПушкинеΙ, люди невольно сравнивают себя с ним.
(Кто?) люди - подлежащее, выраж. им.сущ.;
(люди что делают?) сравнивают - сказуемое, выраж. глаголом;
(сравнивают как?) невольно - обстоятельство, выраж. наречием;
(сравнивают кого?) себя - дополнение, выраж. местоимением;
(сравнивают с кем?) с ним - дополнение, выраж. местоимением с предлогом "с";
(сравнивают, что делая?) Ιразмышляя о ПушкинеΙ - обстоятельство, выраж. деепричастным оборотом (дееприч.+предлог+им.сущ.).
Предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное, простое, двусоставное, бессоюзное, осложнено деепричастным оборотом.
[Ι-.-.-Ι, - =].