40. 1) Прочитайте слова и словосочетания, которые на современном этапе развития русского языка входят в его пассивный запас и являются устаревшими.
Определите значения этих слов и словосочетаний. При необходимости обращайтесь к толковым и энциклопедическим словарям.
Пятилетка; ударник коммунистического труда; будённовец; стахановец; тимуровец; октябрятская звёздочка; совет дружины; пишущая машинка; ГКЧП; ваучер (о государственной ценной бумаге);
кассетный магнитофон; дискета (компьютерная).
2) Расскажите о каждом слове и словосочетании, объясняя его значение и
указывая примерное время существования в русском языке. В качестве дополнительных источников используйте материалы Интернета.
33
3) Как вы думаете, есть ли среди данных слов и словосочетаний те, которые
устарели совсем недавно и могут быть названы «новыми историзмами»? В каких
сферах могут появляться такие слова? Знаете ли вы другие примеры «новых историзмов»
Смысловые части рассказа и
Смысловые части рассказа иопорные слова:
1) Колокольчик в лесу:
фарфоровый,растёт в глубине леса, в тени, прозрачный, цветы невесомы,не трогать, смотреть;
фарфоровый,растёт в глубине леса, в тени, прозрачный, цветы невесомы,не трогать, смотреть;2) Звуки леса:
шум леса, еловый гул,трепет осины, лёгкий звон;
шум леса, еловый гул,трепет осины, лёгкий звон;3) Звон колокольчиков:
ложусь на траву,слушаю, кажется, звенят.
Смысловые части рассказа и опорные слова:
Смысловые части рассказа и опорные слова:1)Бекас-воздушный барашек.
охотники
хотникипрозвали,барашек, гладкие перья,длинный клюв;
хотникипрозвали,барашек, гладкие перья,длинный клюв;2)Встреча на болоте.
хотникипрозвали,барашек, гладкие перья,длинный клюв;2)Встреча на болоте.баран блеет,кочки да
хотникипрозвали,барашек, гладкие перья,длинный клюв;2)Встреча на болоте.баран блеет,кочки дакамыш,облако курчавое, высоко в небе, маленькая птичка;
хотникипрозвали,барашек, гладкие перья,длинный клюв;2)Встреча на болоте.баран блеет,кочки дакамыш,облако курчавое, высоко в небе, маленькая птичка;3) Рассказ старых охотников.
хотникипрозвали,барашек, гладкие перья,длинный клюв;2)Встреча на болоте.баран блеет,кочки дакамыш,облако курчавое, высоко в небе, маленькая птичка;3) Рассказ старых охотников.полёт бекаса, ныряет
хотникипрозвали,барашек, гладкие перья,длинный клюв;2)Встреча на болоте.баран блеет,кочки дакамыш,облако курчавое, высоко в небе, маленькая птичка;3) Рассказ старых охотников.полёт бекаса, ныряетвниз, пёрышки трепещут,живёт на болоте и блеет бараном.
(1)В мире существует много необычных, удивительных памятников. (2)Есть они и в России, вот, например, памятник букве «ё» в Ульяновске. (3)Раньше этот город назывался Симбирском, в нём родился известный русский писатель Николай Михайлович Карамзин, который придумал букву «ё». (4)Он предложил поставить над буквой «е» две точки. (5)До изобретения буквы «ё» писали или «ио», или просто «е».
(6)В Псковской области, неподалёку от усадьбы Михайловское, где жил в ссылке Александр Сергеевич Пушкин, поставили памятник зайцу. (7)Монумента заяц удостоился за то, что великого русского поэта.
(8)Произошло это так. (9)Пушкин решил самовольно покинуть северную деревню и тайно приехать в столицу − Петербург, чтобы повидать друзей. (10)Он ехал на санях, и вдруг дорогу ему перебежал заяц. (11)Это было плохой приметой. (12)Суеверный поэт сразу же вернулся домой. (13)А в это время в Петербурге дворяне (и среди них друзья Пушкина) пытались поднять восстание против царя. (14)Не будь зайца, поэт наверняка присоединился бы к бунтовщикам и скорее всего погиб бы. (15)Псковичи считают, что заяц сохранил Пушкину жизнь, вот и отметили его заслуги памятником.
Объяснение: