46. Прочитайте и озаглавьте текст. Определите его стилистическую при- надлежность. Спишите. Подчеркните слова, которые обозначают звуки и
краски догорающего дня. У выделенных существительных укажите род,
Склонение, падеж; у прилагательных
Спряжение.
род, падеж, углаголов ВИД,
2—3 предлога заключите в прямоугольники, а 2—3 союза
в кружки.
Закат т..жело пыла..т на кронах дерев(?)ев, золотит их
старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно
и глухо. Бе(з, сшумно лета..т, как будто заглядывают
в лицо, летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен
в лесах3
звучание вечера, догоревшего дня. А вечером
бл..снёт наконец озеро, как ч..рное, косо поставленное зер-
кало. Ноч(?) уже стоит (над)ним и смотр..т в его тёмную
воду, — ноч(?), полная звёзд. На запад.. ещё тлеет заря,
в зар..слях волч(?)их ягод кр..чит выпь, и на мшарах*
бормоч..т и во3..тcя журавли, обез, спокоенные дымом
К..стра. Всю ноч(?) огонь к..стра то разгорает(?)ся, то
(К. Паустовский)
-
гасн..Т.
Союзные сложносочиненные предложения
1) Вот наступит октябрь, и покажутся вдруг журавли.
4) Гость молчит, и я ни слова.
5) Я сильный был, но ветер был сильнее.
9) В окно закатывалось солнце, и влагой, веяли пруды.
14) Зима глухая бродит по дорогам, и вьюга злая жалобно скулит.
Союзные сложноподчиненные предложения
2) Я слышу печальные звуки, которых не слышит никто.
3) И стало слышно, как над крышей тоскливо воют провода.
6) Я люблю, когда шумят березы, когда листья падают с берез.
7) Когда продрогнешь весь, как славен дом и самовар певучий!
11) Не подберу сейчас такого слова, чтоб стало ясным все в один момент.
12) Ты говорил, что покинешь дом.
Бессоюзные предложения
8) Помню: луна смотрела в окно, роса блестела на ветке.
10) Ночь придет- любимая окрестность, словно в омут, канет в темноту.
13) В глаза бревенчатым лачугам глядит алеющая мгла, над колокольчиковым лугом собор звонит в колокола.
15) Осень кончилась - сильный ветер заметает ее следы!
1. Союзные сложносочиненные:
1) [Вот наступит октябрь], и [покажутся вдруг журавли].
4) [Гость молчит], и [я ни слова].
5) [Я сильный был], но [ветер был сильнее].
9) [В окно закатывалось солнце], и [влагой веяли пруды].
14) [Зима глухая бродит по дорогам], и [вьюга злая жалобно скулит].
2. Союзные сложноподчиненные:
2) [Я слышу печальные звуки], (которых не слышит никто).
3) [И стало слышно], (как над крышей тоскливо воют провода).
6) [Я люблю], (когда шумят берёзы), (когда листья падают с берёз).
7) (Когда продрогнешь весь), [как славен дом и самовар певучий]!
11) [Не подберу такого слова], (чтоб стало ясным всё в один момент).
12) [Ты говорил], (что покинешь дом).
[...] - главное
(...) - придаточное
3. Бессоюзные:
8) [Помню]: (луна смотрела в окно), (роса блестела на ветке).
10) [Ночь придет] - [любимая окрестность, словно в омут, канет в темноту].
13) [В глаза бревенчатым лачугам глядит алеющая мгла], [над колокольчиковым лугом собор звонит в колокола].
15) [Осень кончилась] - [сильный ветер заметает её следы]!